полностью изменила меня», сказал Ян Чарльсон, исполнитель роли уравновешенного и набожного
героя Олимпийских игр в фильме «Огненная колесница».
Более серьезный урок изучения ролевого поведения касается того, как нереальное
(искусственная роль) может превратиться в нечто реальное. Приступая к исполнению новых
обязанностей педагога, солдата или бизнесмена, мы начинаем играть роль, которая формирует наши
установки. Представьте себе человека, исполняющего роль раба, да не в течение каких-нибудь 6 дней, а
в течение многих декад. Если поведение участников эксперимента «Стэнфордская тюрьма» изменилось
буквально за считанные дни, нетрудно представить себе, сколь разрушительным может стать
продолжительный опыт подчиненного поведения. «Господин» может измениться даже сильнее, чем
«раб», поскольку его роль «эффектнее». Фредерик Дуглас, бывший раб, вспоминает, как изменялась его
хозяйка по мере того, как свыкалась со своей ролью:
«Моя хозяйка была именно такой, какой показалась мне в тот момент, когда я впервые увидел ее
у дверей, женщиной с добрейшим сердцем и нежнейшими чувствами... Ее доброта потрясла меня, и я
просто не знал, как вести себя с ней. Она была совершенно не похожа на тех белых женщин, которых
мне приходилось встречать прежде... Самый ничтожный раб мог вести себя естественно в ее
присутствии, и после встречи с ней все чувствовали себя лучше. Ее лицо озаряла ангельская улыбка, а
голос звучал, как божественная музыка.
Но увы! Это доброе сердце недолго оставалось таким. Как только в ее руках оказалась
безграничная власть, ее фатальный яд сразу же начал вершить свою дьявольскую работу: веселые глаза
стали красными от гнева, мелодичный голос, будто сотканный из нежнейших аккордов, сменился
резкими, диссонирующими звуками, а ангельское личико превратилось в физиономию демона»
(Douglass, 1845, р. 57-58).
Высказанное становится убеждением
По своим последствиям исполнение роли аналогично феномену, известному под названием
«высказанное становится убеждением». Начнем с рассмотрения склонности людей адаптировать свои
высказывания таким образом, чтобы они понравились собеседнику:
Мы охотнее сообщаем хорошие новости, чем дурные, и, формулируя сообщение, учитываем
точку зрения слушателя (Manis et al., 1974; Tesser et al., 1972; Tetlock, 1983).
Преподаватели и профессора факультетов, в чьи обязанности входит написание якобы
объективных рекомендаций для аспирантуры, наиболее щедры на комплименты в тех случаях, когда
знают, что рекомендуемые ими студенты воспользуются своим правом ознакомиться с ними (Ceci &
Peters, 1984).
( Какой ужас! Эти избиратели рабочие, а он читает речь, предназначенную для
менеджеров!)
Управление впечатлением. Выражая свои мысли, мы порой говорим именно то, что, как нам
кажется, хочет услышать наш собеседник
В период избирательной кампании политики отдают предпочтение простым и лаконичным
формулировкам («Чтобы уменьшить дефицит, необходимо сократить основные расходы»). После
выборов их заявления становятся более сложными до очередной избирательной кампании (Tetlock,
1981).
Люди, которых вынудили дать устные или письменные показания о чем-либо, в чем они
совершенно не уверены, нередко переживают, что невольно стали обманщиками. Но это не мешает им
|