начать верить в собственные слова при условии, что их не подкупают и не принуждают к этому.
Утверждение, сделанное в отсутствие внешнего давления, становится убеждением (Klaas, 1978).
<Я думала, что подыгрываю [своим похитителям], повторяя за ними, как попугай, все их клише
и словечки, хотя сама и не верила в них. Пытаясь обмануть их, я обманывала себя. Патриция Кембелл
Херст, жертва похитителей>
Эксперименты, проведенные Тори Хиггинсом и его коллегами, наглядно демонстрируют процесс
превращения высказываний в убеждения (Higgins & Rholes, 1978; Higgins & McCann, 1984).
Испытуемые, студенты университета, читали описание какого-то индивида и затем кратко
пересказывали его человеку, о котором им было известно, что он либо симпатизирует тому, о ком ему
говорят, либо нет. Для симпатизирующих студенты составляли более лестные резюме, после чего и
сами начинали относиться к незнакомому им человеку с большей симпатией. Когда их просили
припомнить, что они прочитали о нем, оказывалось, что описание, которое они помнят, более
лестное, чем существующее в действительности. Короче говоря, мы склонны «подгонять» свои
сообщения под слушателей, а подогнав, начинаем верить в трансформированную информацию.
Феномен «нога-в-дверях»
Большинство из нас могут припомнить ситуации, когда, согласившись помочь какой-либо
организации или принять участие в реализации того или иного проекта, мы в итоге оказывались
вовлеченными в работу значительно большую, чем собирались, и зарекались впредь соглашаться на
подобные предложения. Как это происходит? Результаты экспериментов позволяют предположить: если
вы хотите, чтобы человек оказал вам большую услугу, эффективной может быть следующая стратегия:
сначала попросите его о небольшом одолжении. В наиболее известной демонстрации этого феномена,
получившего название «нога-в-дверях»,
исследователи, представляясь добровольцами, участниками
движения за безопасность на дорогах, обращались к калифорнийцам с просьбой разрешить установить
при въезде на их участки огромные, небрежно выполненные плакаты: «Водитель! Будь осторожен за
рулем!» Лишь 17% из тех, к кому «волонтеры» обратились с этой просьбой, ответили согласием.
Других сначала попросили о небольшом одолжении: разместить в окнах своих домов 3-дюймовые
[3
дюйма 7,62 см. Примеч. перев.] листовки «Будь осторожен за рулем!» Почти все с готовностью
согласились, а спустя две недели 76% из них дали согласие на размещение на своих участках огромных
уродливых знаков (Freedman & Fraser, 1966). Один из помощников экспериментаторов, ходивший по
домам и не знавший, где уже успели побывать другие участники проекта, а где нет, впоследствии
вспоминал: «Я был просто потрясен тем, что одних вообще не пришлось уговаривать, а других
невозможно было уговорить» (Ornstein, 1991).
Другие исследователи подтверждают связь феномена «нога-в-дверях» с альтруистическим
поведением.
В ответ на прямое обращение с просьбой оказать финансовую помощь Онкологическому
обществу согласием ответили 46% жителей пригорода Торонто. От тех их сограждан, которых накануне
попросили поносить значок, рекламирующий эту кампанию, на что согласились абсолютно все, было
получено едва ли не в два раза больше пожертвований (Pliner et al., 1974).
В кампании по сбору средств в фонд помощи умственно отсталым приняли участие 53%
израильтян из числа тех, к кому обратились с подобным предложением. Двумя неделями раньше к
другим гражданам обратились с просьбой подписать петицию в поддержку создания
реабилитационного центра для инвалидов; среди подписавших эту петицию число жертвователей
составило 92% (Schwarzwald et al., 1983).
Накануне президентских выборов 1984 г. Энтони Гринвальд и его коллеги поинтересовались
у группы зарегистрированных избирателей, собираются ли они голосовать (Greenwald et al., 1987). Все
ответили утвердительно. Число проголосовавших среди них на 41% превысило число проголосовавших
среди избирателей, которых не опрашивали.
Во время проведения донорской кампании количество доноров увеличивается с 62 до 81%,
если разговор по телефону заканчивается словами: «Значит, мы можем рассчитывать на вашу помощь,
да?», после чего следует пауза ожидание ответа потенциального донора (Lipsitz et al., 1989).
Обратите внимание на то, что во всех этих экспериментах первый шаг подписание петиции,
ношение значка, ответ на вопрос о намерении голосовать следствие добровольного согласия. У нас
еще будет немало возможностей убедиться в том, что когда люди выражают согласие на участие в
общественно значимых событиях и воспринимают это согласие как акт доброй воли, они проникаются
|