Маркетологи и торговцы убедились: тактика «подачи низкого мяча» срабатывает даже в тех
случаях, когда мы осведомлены о том, что люди, с которыми мы имеем дело, руководствуются
корыстными соображениями (Cialdini, 1988). Безобидный первый шаг возврат объявления в обмен на
дополнительную информацию и подарок от фирмы, согласие выслушать специалиста по инвестициям
нередко подталкивает нас к тому, чтобы принять на себя более серьезные обязательства. Торговцы
нередко злоупотребляют подобной уступчивостью людей и стараются вынудить их сделать покупку. Во
многих штатах теперь есть законы, закрепляющие право граждан отказаться в течение нескольких дней
от товаров, приобретенных у коммивояжеров. Стремясь уменьшить собственные потери от действия
подобных законов, многие компании используют то, что в обучающей программе для продавцов одной
фирмы, издающей энциклопедии, было названо «очень важным психологическим средством,
помогающим предотвращать отказ покупателей от их обязательств» (Cialdini, 1988, р. 78). Средство это
очень простое: торговое соглашение должен заполнять не продавец, а сам покупатель. Как правило,
люди не отказываются от тех обязательств, которые добровольно взяли на себя.
Проблема крупным планом. Как приобретаются убеждения, или высказанное становится
убеждением
Психолог из Университета штата Орегон Рэй Хайман рассказал о том, как исполнение роли
хироманта убедило его в том, хиромантия «работает».
«Я начал гадать по руке еще в юности, надеясь, что это поможет мне улучшить мое финансовое
положение. В то время я совершенно не верил в хиромантию. Но я знал, что обязан вести себя так,
чтобы никто не догадался об этом: иначе мои «услуги» никто не купит. Прошло несколько лет, и я
твердо поверил в свое ремесло. Однажды покойный Стэнли Джекс, профессиональный психолог и
уважаемый мною человек, предложил мне провести эксперимент: мои предсказания должны были быть
диаметрально противоположными тому, что я «читал» по руке. Именно так я и поступил с несколькими
клиентами. К моему удивлению и ужасу, мои предсказания оказались такими же точными, как и всегда.
Именно тогда-то я и заинтересовался теми мощными силами, которые убеждают не только нас,
гадающих по руке, но и наших клиентов в существовании того, чего на самом деле нет» (Hyman, 1981,
р. 86).
---
Феномен «нога-в-дверях» вполне достоин изучения. Любой человек, пытающийся соблазнить
нас финансово, политически или сексуально, сначала обязательно постарается добиться от нас
какой-либо уступки. Практический совет: прежде чем согласиться на исполнение незначительной
просьбы, подумайте о том, что может последовать за ней.
Дурные поступки и установки
Принцип, согласно которому поведение формирует установки, распространяется и на
безнравственные поступки. Нередко зло становится результатом постепенно нарастающих уступок.
Незначительный некрасивый поступок может облегчить совершение более тяжкого проступка. Дурные
поступки расшатывают нравственность того, кто их совершает. Перефразируя Ларошфуко, можно
сказать, что легче найти человека, который никогда не поддавался искушению, чем человека, который
поддался ему лишь раз в жизни (La Rochefoucauld, Maxims, 1665).
<Наши самоопределения не создаются в наших головах; их куют наши поступки. Роберт
Макаффи Браун, Творческий беспорядок: динамика изящества, 1980>
Жестокость разъедает совесть того, кто проявляет ее. Причинение вреда ни в чем не повинным
людям в форме оскорбительных высказываний или нанесением ударов электрическим током, как
правило, приводит к тому, что агрессоры начинают унижать свои жертвы: это помогает им оправдывать
свое поведение (Berscheid et al., 1968; Davis & Jones, 1960; Glass, 1964). Мы склонны не только обижать
тех, кто нам не нравится, но и не любить тех, кого обижаем. В экспериментах, позволивших сделать
этот вывод, испытуемые особенно активно оправдывали свои действия тогда, когда их не принуждали
совершать их, а уговаривали. Мы берем на себя большую ответственность за те поступки, которые
совершаем добровольно.
Во время войны этот феномен проявляется в пренебрежительных кличках, которые солдаты
дают своим противникам, признавая тем самым, что не считают их равными себе людьми. Проявляется
он и в мирное время. Рабовладельцы, скорее всего, начнут воспринимать своих рабов как людей,
|