Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 569 
Next page End  

Sheatsley, 1971; Taylor et al., 1978).
<Нас формируют те поступки, которые мы совершаем; практикуясь в самоконтроле, мы
приобретаем способность контролировать себя; совершая поступки, требующие мужества, мы
становимся мужественными. Аристотель>
Результаты экспериментов подтверждают вывод о том, что позитивные действия в чей-либо
адрес усиливают симпатию к этому человеку. Услуга, оказанная экспериментатору или другому
испытуемому, поддержка учащегося, как правило, усиливают симпатию к ним (Blanchard & Cook,
1976). Если хотите сильнее полюбить кого-либо, ведите себя так, словно это уже свершившийся факт,
— подобный совет стоит того, чтобы его запомнить.
В 1793 г. Бенджамин Франклин на практике проверил идею о том, что оказание услуги усиливает
симпатию. Будучи секретарем Генеральной Ассамблеи Пенсильвании, он постоянно подвергался
нападкам со стороны одного оппозиционера, не менее влиятельного члена Ассамблеи. И Франклин
задался целью одержать над ним победу:
«Я не стремился... снискать его расположение какими бы то ни было знаками особого уважения,
а, спустя какое-то время, прибег к иной тактике. Прослышав о том, что в его библиотеке есть одна
очень редкая и любопытная книга, я написал ему письмо, в котором сообщил о своем желании
познакомиться с ней, и спросил, не окажет ли он мне услугу и не даст ли ее на несколько дней. Книга
была получена мною незамедлительно, и через неделю я вернул ее, не преминув выразить искреннюю
признательность за оказанную услугу. Когда мы после этого встретились в Парламенте, он заговорил со
мной (чего раньше никогда не случалось) и был чрезвычайно вежлив. С тех пор он не упускал ни
одного случая сообщить мне о своей готовности к любым услугам; мы стали большими друзьями и
оставались ими вплоть до самой его смерти» (цит. по: Rosenzweig, 1972, р. 769).
Социальные движения
То, что поведение общества способно повлиять на его установки, позволяет допустить
возможность использования этого феномена для политической социализации массового сознания,
правда, с опасными последствиями. В 1930-е гг. многие граждане Германии ощущали полную
несовместимость своего поведения и личных убеждений, причиной которой стало участие в
мероприятиях, проводимых нацистами, ношение униформы и особенно приветствие «Хайль Гитлер».
По словам историка Ричарда Грюнбергера, для тех немцев, у которых еще сохранялись сомнения
относительно Гитлера, «“немецкое приветствие” было действенным способом создания
соответствующих условий. Решившись однажды произнести его вслух в качестве внешнего признака
собственного конформизма, многие ощущали... дискомфорт по причине несоответствия их слов тем
чувствам, которые они испытывали. Лишенные возможности говорить то, что они думали, люди,
пытаясь сохранить психическое равновесие, стремились поверить в то, что они говорили» (Grunberger,
1971, р. 27).
{Наши политические ритуалы — ежедневный подъем флага в школах, исполнение
национального гимна — используют общественный конформизм для воспитания личного патриотизма}
Подобная практика характерна не только для тоталитарных режимов. Наши политические
ритуалы — ежедневный подъем флага в школах, исполнение национального гимна — используют
общественный конформизм для воспитания личного патриотизма. Однажды мне, в то время ученику
начальной школы, довелось участвовать в учениях по гражданской обороне, имитировавших
воздушную тревогу в Сиэтле, неподалеку от компании «Боинг». После того как мы несколько раз
вынуждены были вести себя так, словно стали объектом нападения русских, многие из нас стали
бояться их. Наблюдатели отмечали, что участники маршей за гражданские права, прошедших в 1960-е
гг., приобрели еще большую веру в свою правоту. Действия этих людей выражали идею, время которой
настало, и способствовали тому, что она еще глубже проникала в их сердца. Аналогичным образом и
движение в 1980-е гг. за включение в язык понятия рода, способствовало усилению инклюзивных
установок, а программы по утилизации отходов, разработанные в 1990-е гг., способствовали более
сознательному отношению населения к охране окружающей среды.
<Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает. Роберт Музиль, Малая проза,
1930>
Многие согласны с тем, что наиболее заметный след в сознании оставляет идеологическая
обработка, известная под названием промывания мозгов.
Этот термин был введен для описания того,
что происходило с американскими военнопленными во время войны в Корее в 1950-е гг. Несмотря на то
Hosted by uCoz