Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 569 
Next page End  

что программа «контроля над мыслью» была вовсе не так эффективна, как можно предположить, исходя
из этого определения, результаты ее применения заставляют задуматься: сотни военнопленных
согласились сотрудничать с теми, кто удерживал их в плену. Двадцать один человек предпочли не
возвращаться в США, несмотря на полученное ими разрешение. А многие из тех, кто вернулся на
родину, были убеждены: «хотя для Америки коммунизм и не годится, для Азии он вполне подходит»
(Segal, 1954).
{Празднование Дня Канады: участие в патриотических мероприятиях усиливает патриотические
установки}
Эдгар Шейн, беседовавший со многими военнопленными в то время, когда они добирались из
Азии домой, пришел к выводу, что методы, которыми пользовались захватчики, включали постепенную
эскалацию требований (Schein, 1956). Китайцы всегда начинали с тривиальных требований, постепенно
переходя к более существенным. «После того, как пленный был уже достаточно “натаскан” на то, чтобы
делать письменно и устно примитивные заявления, от него начинали требовать заявлений по более
важным вопросам». Более того, китайцы всегда ожидали от пленных активного сотрудничества в любой
форме: простого копирования чего-либо, участия в групповых дискуссиях, критики в собственный
адрес или публичных исповедей. Единожды сделав какое-либо заявление, письменное или устное,
пленный начинал испытывать внутреннюю потребность привести свои убеждения в соответствие со
своими действиями. Это нередко приводило к тому, что пленные убеждали себя, что они думают
именно так, как действуют. Успешный пример использования приема «нога-в-дверях» — тактика
«постепенного наращивания требований» — и поныне широко используется при подготовке
террористов и палачей (глава 6).
<С помощью мелких уступок можно манипулировать самовосприятием человека, превращать
граждан в «слуг общества», случайных прохожих — в «клиентов», заключенных — в «помощников».
Роберт Чалдини, Психология влияния, 1988>
А теперь позвольте мне попросить вас прервать чтение и представить себе, что вы — психолог-
теоретик. Спросите себя: почему и в тех экспериментах, о которых было рассказано выше, и в реальной
жизни поступки действительно способствуют формированию установок? Почему исполнение какой-
либо роли или произнесение какой-либо речи влияет на наше отношение к тому, что составляет их
содержание?
Резюме
Связь «установка — поведение» — это «улица с двусторонним движением»: мы не только
действуем сообразно своим мыслям, но и начинаем мыслить в соответствии с теми или иными
совершаемыми поступками. Действуя, мы усиливаем идею, лежащую в основе нашего действия, и
прежде всего в тех случаях, когда чувствуем ответственность за него.
Справедливость этого принципа подтверждается результатами многих исследований. Установки
исполнителей разных социальных ролей формируются под влиянием поступков, предписываемых
этими ролями. Результаты изучения феномена «нога-в-дверях» свидетельствуют о том, что
незначительная уступка в дальнейшем делает людей более сговорчивыми и готовыми на более
серьезные уступки. Поступки влияют и на нашу нравственность. Нам свойственно оправдывать
собственные деяния и считать их правильными. То же самое можно сказать и о нашем социальном
сознании: его помогают формировать наши поступки в таких сферах, как межрасовые отношения и
участие в политических мероприятиях. Мы не только отстаиваем то, во что верим, но и начинаем
верить в то, что отстаиваем.
Почему поступки влияют на установки
Какие теории способны объяснить феномен, заключающийся в том, что установки могут быть
следствием поведения? Как спор между конкурирующими идеями иллюстрирует процесс научного
познания?
Теперь мы уже знаем, что «река» — феномен «влияние поведения на установки» — образована
несколькими потоками — экспериментально полученными доказательствами в пользу его
существования. Содержатся ли в этих доказательствах какие-либо намеки на то, почему поведение
влияет на установки? Социальные психологи называют три возможные причины. Сторонники теории
Hosted by uCoz