Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 569 
Next page End  

самопрезентации исходят из того, что из стратегических соображений мы выражаем установки,
которые позволяют производить впечатление последовательной действующей личности. Согласно
теории когнитивного диссонанса,
оправдание поведения в собственных глазах необходимо нам для
снижения психологического дискомфорта. Что же касается теории самовосприятия, то в соответствии
с нею наши поступки разоблачают нас (если мы не уверены в своих чувствах или убеждениях, то
начинаем следить за своим поведением так, как это сделал бы любой другой.) Давайте рассмотрим
каждую из этих теорий.
Самопрезентация: управление впечатлением
Первое объяснение берет начало от простой идеи, с которой вы уже знакомы (см. главу 2): кому
из нас безразлично, какое впечатление мы производим на окружающих? Мы тратим кучу денег на
одежду, диеты, косметику, а теперь и на пластическую хирургию только потому, что нам совсем не все
равно, что думают о нас другие. В некоторых случаях хорошее впечатление — это залог социального и
материального вознаграждения, лучшего самочувствия и даже большей уверенности в собственной
социальной идентичности (Leary, 1994).
Никому не хочется, чтобы его считали непоследовательным, и, чтобы этого не произошло, мы
«озвучиваем» установки, соответствующие нашим действиям. Чтобы избежать обвинения в
непоследовательности, мы при необходимости можем притвориться, что разделяем те установки,
которые на самом деле нам чужды. Даже если это предполагает демонстрацию некоторой
неискренности или лицемерия, игра стоит свеч: вы произведете именно то впечатление, которого
добиваетесь. Во всяком случае теория самопрезентации исходит именно из этого.
(— То, что я не ношу парик, показывает окружающим, что я доволен собой!)
Согласно теории самопрезентации, цель нашего поведения — создание желательного
впечатления
Мы уже знаем, что это правда: люди действительно «управляют впечатлением». «Подгоняя
информацию под слушателя», они стремятся не обидеть его, а доставить ему удовольствие. Иногда,
чтобы заглянуть под маску, приходится прибегать к помощи метода «мнимого источника информации».
Более того, на сообщение о неудаче (например, на сообщение о неверных ответах при тестировании на
IQ)
люди тратят больше времени, чем на сообщение об успехе, однако это проявляется только тогда,
когда есть возможность идентифицировать носителей информации, а они боятся произвести плохое
впечатление (Bond & Anderson, 1987).
<Глупое упорство — страшное проявление ограниченности.
Ральф-Уолдо Эмерсон,
Самоуверенность, 1841>
Является ли наше огромное желание казаться последовательными причиной того, что разрыв
между установками и поведением постепенно сокращается? До некоторой степени — да: если
испытуемые думают, что их тестируют на детекторе лжи, они отказываются от попыток произвести
хорошее впечатление и демонстрируют значительно менее заметное изменение установок (Paulhus,
1982; Tedeschi et al., 1987).
Однако изменения установок, о которых мы говорили, это нечто большее, чем просто
самопрезентация, ибо люди демонстрируют свои измененные установки даже тем, кто не знает, как они
вели себя раньше. На вопрос, почему в некоторых случаях самопрезентация становится фактором
действительного изменения установок, отвечают две другие теории.
Hosted by uCoz