самопрезентации исходят из того, что из стратегических соображений мы выражаем установки,
которые позволяют производить впечатление последовательной действующей личности. Согласно
теории когнитивного диссонанса,
оправдание поведения в собственных глазах необходимо нам для
снижения психологического дискомфорта. Что же касается теории самовосприятия, то в соответствии
с нею наши поступки разоблачают нас (если мы не уверены в своих чувствах или убеждениях, то
начинаем следить за своим поведением так, как это сделал бы любой другой.) Давайте рассмотрим
каждую из этих теорий.
Самопрезентация: управление впечатлением
Первое объяснение берет начало от простой идеи, с которой вы уже знакомы (см. главу 2): кому
из нас безразлично, какое впечатление мы производим на окружающих? Мы тратим кучу денег на
одежду, диеты, косметику, а теперь и на пластическую хирургию только потому, что нам совсем не все
равно, что думают о нас другие. В некоторых случаях хорошее впечатление это залог социального и
материального вознаграждения, лучшего самочувствия и даже большей уверенности в собственной
социальной идентичности (Leary, 1994).
Никому не хочется, чтобы его считали непоследовательным, и, чтобы этого не произошло, мы
«озвучиваем» установки, соответствующие нашим действиям. Чтобы избежать обвинения в
непоследовательности, мы при необходимости можем притвориться, что разделяем те установки,
которые на самом деле нам чужды. Даже если это предполагает демонстрацию некоторой
неискренности или лицемерия, игра стоит свеч: вы произведете именно то впечатление, которого
добиваетесь. Во всяком случае теория самопрезентации исходит именно из этого.
( То, что я не ношу парик, показывает окружающим, что я доволен собой!)
Согласно теории самопрезентации, цель нашего поведения создание желательного
впечатления
Мы уже знаем, что это правда: люди действительно «управляют впечатлением». «Подгоняя
информацию под слушателя», они стремятся не обидеть его, а доставить ему удовольствие. Иногда,
чтобы заглянуть под маску, приходится прибегать к помощи метода «мнимого источника информации».
Более того, на сообщение о неудаче (например, на сообщение о неверных ответах при тестировании на
IQ)
люди тратят больше времени, чем на сообщение об успехе, однако это проявляется только тогда,
когда есть возможность идентифицировать носителей информации, а они боятся произвести плохое
впечатление (Bond & Anderson, 1987).
<Глупое упорство страшное проявление ограниченности.
Ральф-Уолдо Эмерсон,
Самоуверенность, 1841>
Является ли наше огромное желание казаться последовательными причиной того, что разрыв
между установками и поведением постепенно сокращается? До некоторой степени да: если
испытуемые думают, что их тестируют на детекторе лжи, они отказываются от попыток произвести
хорошее впечатление и демонстрируют значительно менее заметное изменение установок (Paulhus,
1982; Tedeschi et al., 1987).
Однако изменения установок, о которых мы говорили, это нечто большее, чем просто
самопрезентация, ибо люди демонстрируют свои измененные установки даже тем, кто не знает, как они
вели себя раньше. На вопрос, почему в некоторых случаях самопрезентация становится фактором
действительного изменения установок, отвечают две другие теории.
|