Рис. 5.1. Культурные различия. Результаты социологического опроса, проведенного
Институтом Гэллапа в 1997 г. (Источник: Gallup & Lindsay, 1999)
Эволюционные психологи учитывают и воздействие окружающей среды. Критериями
естественного отбора для людей стали не только умственные способности и физическая сила, но и
социальная компетентность. Природа подготовила нас к изучению языков и сотрудничеству с
окружающими для поиска пищи, защиты собственной жизни и выращивания потомства. А это значит,
что все мы, независимо от культуры, к которой принадлежим, от рождения наделены способностью к
обучению (Fiske et al., 1998). Сторонники культурологического подхода, признавая, что все формы
поведения обусловлены генами, доставшимися нам в результате эволюции, выдвигают на первый план
адаптивность человека.
Культурные различия
Разнообразие языков, обычаев и форм поведения позволяет предположить, что наше поведение
преимущественно социально запрограммировано, т. е. не является «элементом жесткого диска». На
самом деле «генетический поводок» достаточно длинен. Как подметил социолог Ян Робертсон,
«...американцы едят устриц, но не едят улиток. Французы едят улиток, но не едят кузнечиков.
Зулусы едят кузнечиков, по не едят рыбу. Евреи едят рыбу, но не едят свинину. Индусы едят свинину,
но не едят говядину. Русские едят говядину, но не едят улиток. Китайцы едят улиток, но не едят людей.
Племя жале, живущее в Новой Гвинее, считает мясо человека деликатесом» (Robertson, 1987, р. 67).
Если бы разные этнические группы жили компактно в изолированных регионах мира, как живут
до сих пор некоторые этносы, культурные различия не имели бы непосредственного отношения к нашей
повседневной жизни. В Японии, где проживают 126 миллионов человек, из которых 125 миллионов
японцы, внутренние культурные различия минимальны по сравнению, например, с Лос-Анджелесом,
где в государственных школах учатся носители 82 языков (Iyer, 1993).
Культурное многообразие окружающего нас мира становится все более и более заметным. Мы
становимся жителями одной огромной деревни, раскинувшейся по всему земному шару, которые
связываются со своими соседями с помощью электронной почты, реактивных лайнеров и
международной торговли. Культурные различия проявляются и в пределах государственных границ.
Жителям стран Среднего Востока, Северной Ирландии и Косово хорошо известно, что порождаемые
ими конфликты нередко превращаются в хроническое противостояние. Межкультурные конфликты
были названы «СПИДом международной политики, который может никак не проявляться до поры до
|