времени, а затем вспыхивает и уничтожает целые страны» (Economist, 1991).
<Я убежден в том, что если бы современная психология как наука формировалась, предположим,
в Индии, ученые выявили бы там большую часть из тех принципов, которые были выявлены в странах
Запада. Джон Уильямc, автор исследований по кросс-культурной психологии, 1993>
В наши дни миграция и потоки беженцев перемешивают культуры интенсивнее, чем когда-либо
прежде. «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и им никогда не встретиться», писал в XIX в.
английский поэт Редьярд Киплинг. Однако сегодня Восток и Запад, Север и Юг встречаются постоянно.
Италия стала вторым домом для многих албанцев, Германия для турок, Англия для пакистанцев и
выходцев из Вест-Индии; следствия этого «великого переселения народов» в равной мере и дружба,
и вражда. Для жителей Северной Америки и Австралии их родные страны все более и более
превращаются в «плавильные котлы» разных культурных традиций. Каждый шестой канадец
эмигрант. Работая, развлекаясь и живя бок о бок с носителями разных культурных традиций, мы
начинаем лучше понимать, каким образом эти традиции влияют на нас, и осознавать значение
культурных различий. В мире, раздираемом конфликтами, настоящий мир невозможен без уважения к
существующим между нами различиям и понимания того, что объединяет нас.
Чтобы понять влияние собственной культуры, достаточно пообщаться с носителями других
культурных традиций. Американские мужчины могут испытывать неловкость, видя, как руководители
стран Среднего Востока, приветствуя президента США, целуют его в щеку. Немецкому студенту, не
избалованному общением с «господином профессором», кажется странным, что на моем факультете
двери большинства кабинетов открыты и студенты могут свободно входить в любой из них. Одна
иранская студентка, впервые оказавшаяся в американском ресторане «Макдоналдс», долго искала в
своем бумажном пакете столовые приборы, пока не увидела, что остальные посетители едят жареный
картофель руками. Во многих уголках земного шара ваши и мои самые утонченные манеры будут
восприняты как серьезное нарушение этикета. В Японии иностранцам зачастую очень трудно
придерживаться принятых там правил общежития, и они толком не знают, когда положено снимать
обувь, как наливать чай, когда преподносить и открывать подарки, как вести себя по отношению к
человеку, стоящему выше или ниже в социальной иерархии.
Как следует из правил этикета, все культуры имеют собственное представление о том, какое
поведение можно назвать приемлемым. Мы нередко рассматриваем эти социальные ожидания, или
нормы, как нечто негативное, заставляющее людей слепо следовать традиции. Действительно, нормы
сдерживают и ограничивают нас, причем делают это столь успешно и деликатно, что мы едва ли
ощущаем их существование. Каждый из нас чувствует себя в собственной культуре так же свободно и
естественно, как рыба в океане, и чтобы почувствовать ее влияние, нам нужно «вынырнуть» из нее.
«Когда мы видим, что другие голландцы демонстрируют поведение, которое иностранцы называют
голландским, мы нередко не видим в нем ничего типично голландского» (Koomen & Dijker, 1997).
Нет лучшего способа усвоить нормы собственной культуры, чем пожить среди носителей другой
культуры и убедиться в том, что они делают что-то так, а мы делаем то же самое по-другому.
Живя в
Шотландии, я вынужден был признаться своим детям: да, европейцы едят мясо, держа вилку в левой
руке зубцами вниз. «Но у нас, у американцев, считается хорошим тоном сначала нарезать мясо, а затем
переложить вилку в правую руку. Согласен, это неудобно. Но так у нас принято».
{Смешение культурных традиций. Эти, идущие вместе по улице и держащиеся за руки
лондонские школьницы, одна из которых восточных кровей, а вторая англосаксонских,
иллюстрируют сближение в прошлом разобщенных культур, которое происходит вследствие
иммиграции и глобализации}
Подобные нормы могут показаться произвольными и ограничивающими нашу свободу.
Справедливо ли, что матерей чаще, чем отцов, критикуют за недостаток внимания к семье и чрезмерное
внимание к работе (Deutsch & Saxon, 1998)? Социальное поведение можно сравнить со спектаклем: он
проходит гладко, если актеры знают свои роли, подобно этому социальное поведение не создает
проблем, если известно, чего можно ожидать друг от друга. Нормы это смазка для социальной
машинерии. В незнакомых ситуациях, когда нормы неочевидны, мы наблюдаем за поведением
окружающих и следуем их примеру. Индивидуалист, приезжающий в страну с коллективистской по
своему духу культурой, поначалу может нервничать и следить за каждым своим шагом (см. главу 2).
Сказанное справедливо и в отношении коллективиста, оказавшегося в гостях у индивидуалистов. В
знакомых ситуациях ни поступки, ни слова не требуют от нас никаких усилий.
{Каждой культуре присущи свои собственные нормы правила, определяющие приемлемое и
ожидаемое поведение}
|