сами выбирают для себя ситуации (Ickes et al., 1997). Имея возможность выбирать, коммуникабельные
люди предпочитают ситуации, вызывающие социальное взаимодействие. Решая, в каком именно
колледже учиться, вы одновременно выбираете и совершенно определенные социальные влияния,
которые вам предстоит испытывать. Политики, одержимые либеральными идеями, вряд ли станут жить
в Калифорнии, в Апельсиновом округе, и вступать в Торговую палату. Более вероятно, что они
поселятся в Торонто и примкнут к «Гринпис» (а чтению Manchester Guardian предпочтут чтение Times
of London).
Иными словами, каждый выбирает для себя тот социальный мир, который усиливает его
собственные склонности.
В-третьих, люди нередко сами создают ситуации, в которых оказываются. Вспомните, что наши
предубеждения могут сбываться: если мы ожидаем, что некто окажется экстравертом, враждебным,
женственным или сексуальным, то будем вести себя по отношению к этому человеку таким образом,
что сможем инициировать именно то поведение, которого ожидаем. В конце концов, что создает
социальную ситуацию, если не участвующие в ней люди? Либеральная обстановка создается
либералами. Что бы ни происходило в женском клубе, все это дело рук его членов. Социальная
ситуация не погода, которая совершенно не зависит от нас. Она скорее похожа на наш дом на
нечто такое, что мы обустраиваем для себя сами.
Резюме
Биологические и культурологические трактовки не антиподы. Они взаимодействуют друг с
другом. Биологические факторы действуют в определенном культурном контексте, а культура
формируется на биологическом фундаменте.
Великая истина о могуществе социального влияния, если рассматривать ее в отрыве от
дополняющей ее истины о могуществе индивида, не более чем полуправда. Можно назвать по меньшей
мере три причины взаимодействия индивидов и ситуаций. Во-первых, люди по-разному
интерпретируют конкретные ситуации, а потому и реагируют на них по-разному. Во-вторых, люди сами
выбирают многие из тех ситуаций, которые способны повлиять на них. В-третьих, люди помогают
создавать свои социальные ситуации. Так что властью обладают как ситуации, так и люди. Мы
создатели и создания своих социальных миров.
Постскриптум автора
Кто мы такие? Создатели наших социальных миров или их создания?
Причинно-следственная связь между ситуациями и индивидами позволяет нам рассматривать
людей либо как реагирующих на ситуацию, либо как воздействующих на нее. Обе точки зрения верны,
ибо мы и архитекторы своих социальных миров, и их создания. Однако можно ли сказать, что в одной
из этих точек зрения больше мудрости? С одной стороны, полезно осознавать, что нас формирует
окружение (чтобы не слишком гордиться собственными достижениями и не слишком винить себя за
нерешенные проблемы), а другие люди свободные личности (чтобы вести себя менее «отечески» и
манипулятивно по отношению к ним).
<Объясняя нищету и психические расстройства, преступность и противоправные действия,
алкоголизм и даже безработицу личными, внутренними изъянами людей... мы просто признаемся, что
не можем предотвратить их. Джордж Олби, 1979>
Возможно, полезным нередко является и обратное: восприятие себя как свободных личностей, а
других как испытывающих влияние со стороны их окружения. Это позволило бы нам, с одной
стороны, быть более объективными в том, что касается восприятия самих себя, а с другой лучше
понимать окружающих и стремиться к большему пониманию и социальным улучшениям в отношениях
с ними. (Осознав, что окружающие продукт социальной среды, мы становимся более склонными к
пониманию и эмпатии, чем к самодовольному осуждению неприятного для нас поведения как
результату свободного выбора «аморальных», «имеющих садистские наклонности» или «ленивых»
людей.) Большинство конфессий призывают нас к тому, чтобы мы сами отвечали за свои поступки, но
воздерживались от осуждения других. Не потому ли религия учит нас именно этому: мы от природы
склонны прощать самим себе собственные огрехи и осуждать окружающих за их ошибки?
|