собственной мужественности (или женственности): увеличение числа женщин, выполняющих работу,
которая прежде традиционно считалась мужской, приводит к его уменьшению (Twenge, 1997). По мере
того как будет увеличиваться сходство между ролями, исполняемыми мужчинами и женщинами,
психологические различия между ними будут стираться. Хотя благодаря биологии мужчины
предрасположены к выполнению работы, требующей физической силы, а женщины к заботе о детях,
Вуд и Игли полагают, что «поведение и мужчин, и женщин достаточно гибкое, благодаря чему
представители обоих полов могут эффективно исполнять роли организаторов на всех уровнях» (Eagle &
Wood, 2000).
Влияния биологии и социализации важны в той мере, в какой они сказываются на исполняемых
людьми социальных ролях, ибо кем мы становимся, зависит от того, какие роли мы играем. Если
мужчины более напористы, чем женщины, а женщины больше склонны к опеке, чем мужчины, то это
может быть результатом исполнения первыми властных ролей, а вторыми «опекунских». Когда
работники (и мужчины, и женщины) переходят от разговоров с руководителем к беседам с
подчиненными, и те и другие становятся более решительными (Moskowitz et al., 1994).
Главный урок социальной психологии
По мнению физика Нильса Бора, «истины бывают тривиальными и великими. Утверждение,
диаметрально противоположное тривиальной истине, не более чем ложь, а антитеза великой истины
тоже истинна». Каждая глава этой части данной книги, посвященной социальному влиянию, несет в
себе великую истину о том, насколько сильно влияние социальной ситуации. Одной этой великой
истины о силе внешнего давления хватило бы для объяснения нашего поведения, будь мы даже такими
же пассивными, как перекати-поле. Но мы не перекати-поле и потому не позволяем внешним
обстоятельствам распоряжаться нами. Мы действуем и взаимодействуем, реагируем на обстановку и
воспринимаем ее реакцию на нас. Мы способны не только противостоять социальным ситуациям, но в
некоторых случаях даже изменять их. Именно поэтому, завершая каждую из глав, посвященных
социальному влиянию, я стараюсь привлечь ваше внимание к антитезе этой великой истины к
утверждению о силе личности.
<Информация к размышлению: если утверждение Бора глубокая истина, что же является ее
антитезой?>
Возможно, подчеркивание влияния культуры несколько шокирует вас. Большинству из нас не
нравится любое упоминание о том, что наше поведение определяется внешними силами: мы считаем
себя свободными существами и инициаторами собственных поступков (во всяком случае, тех, которых
не приходится стыдиться). Мы чувствуем, что вера в социальный детерминизм способна привести нас к
тому, что философ Жан-Поль Сартр называл «дурной верой», к уходу от ответственности и к
стремлению возлагать вину за собственную судьбу на что-либо или на кого-либо.
На самом же деле идеи социального контроля (власти ситуации) и личностного контроля (власти
индивидуума) не более конкурируют друг с другом, чем трактовки, основанные на биологии и на
культуре. Оба и социальное, и личностное объяснения нашего поведения справедливы, ибо в
любой момент времени все мы одновременно и творцы наших социальных миров, и их творения. Мы
вполне можем быть одновременно продуктами и наших генов, и внешних обстоятельств. Но
справедливо также и то, что приближается будущее, и наш долг решить, каким ему быть. Наше завтра
зависит от того, какой выбор мы сделаем сегодня.
<Истина всегда парадоксальна. Лао Цзы, Простой путь>
Социальные ситуации на самом деле оказывают на людей глубочайшее влияние. Но и люди тоже
воздействуют на социальные ситуации. Индивид и ситуация взаимодействуют друг с другом.
Спрашивать, что именно внешние факторы или внутренние диспозиции (либо культура или
эволюция) определяет поведение, все равно что спрашивать, от чего зависит площадь поля от
ширины или от длины.
Причин, определяющих это взаимодействие, по меньшей мере три (Snyder & Ickes, 1985). Во-
первых, одна и та же социальная ситуация нередко влияет на разных людей по-разному.
Все мы
воспринимаем действительность по-разному, и каждый из нас реагирует на нее в соответствии со своим
восприятием. Кроме того, некоторые люди более чувствительны и отзывчивы на социальную ситуацию
и острее реагируют на нее, чем остальные (Snyder, 1983). Так, японцы более отзывчивы к социальным
ожиданиям, чем британцы (Argyle et al., 1978).
Во-вторых, взаимодействие индивидов и ситуаций происходит потому, что индивиды нередко
|