«объединить свои усилия» и направить их на формирование генетически выгодных черт, т. е. может
иметь место процесс, который эволюционнные психологи называют коэволюцией.
«Сегодня свой
вклад в достижение такой цели, как адаптивность, вносят и гены, и культура, тесно связанные друг с
другом», отмечает Джон Арчер (Archer, 1996).
Биология и культура могут взаимодействовать друг с другом. Биологические черты человека
оказывают влияние на восприятие его окружающими. На Сильвестра Сталлоне и Вуди Аллена люди
реагируют по-разному. Мужчины, которые в среднем примерно на 8% выше, чем женщины, и обладают
примерно в два раза большей мышечной массой, чем они, имеют, подобно этому, и совсем другой
жизненный опыт. Или такой пример: весьма строгая культурная норма предписывает мужчине быть
выше ростом, чем женщина, за которой он ухаживает. Из результатов одного опроса следует, что только
одна супружеская пара из 720 нарушает ее (Gillis & Avis, 1980). Задним числом, зная подход
эволюционных психологов, мы можем объяснить это тем, что более высокий рост (и более зрелый
возраст) помогают мужчинам осуществлять свою социальную власть над женщинами. Но с равным
успехом мы можем объяснить эту культурную норму и эволюционной мудростью: если бы люди
предпочитали сексуальных партнеров одного с ними роста, высокие мужчины и низкорослые женщины
нередко оставались бы одинокими. Именно поэтому эволюция «приказывает» мужчинам быть выше
женщин, а культура тоже самое предписывает супружеским парам. Так что норма, связанная с ростом
супругов, вполне может быть результатом совместного «творчества» биологии и культуры.
{Нарушение нормы, согласно которой мужчина в брачной паре должен быть выше женщины,
крайне редкое явление}
Элис Игли в книге «Половые различия в социальном поведении» (Sex Differences in Social
Behavior. Eagly, 1987; см. также Eagly & Wood, 1987) высказывает предположения о механизме
взаимодействия биологии и культуры (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Социально-ролевая теория возникновения гендерных различий в социальном
поведении. Различные влияния, включая детский опыт и биологические факторы детства, склоняют
мужчин и женщин к исполнению разных ролей. Именно ожидания, навыки и убеждения, которые
ассоциируются с этими разными ролями, и влияют на поведение мужчин и женщин. (Источник: Eagly,
1987; Eagly & Wood, 1991)
По мнению авторов, гендерное разделение труда определяется множеством различных факторов,
включая биологические влияния и социализацию, имевшую место в детстве. Во взрослой жизни
непосредственными причинами различного социального поведения мужчин и женщин являются их
роли, отражающие это разделение труда. Мужчины, обладающие большей физической силой и
способные «развивать» большую скорость, склонны к исполнению ролей, требующих именно этих
качеств. Женщины, наделенные способностью вынашивать и выхаживать младенцев, более склонны к
ролям воспитателей и опекунов. Следовательно, каждый пол склонен демонстрировать поведение,
ожидаемое от исполнителей этих ролей, и имеет соответствующие им навыки и убеждения. Анализ
разделения труда в 185 обществах свидетельствует о том, что охота на крупного зверя и переработка
древесины исключительно мужская работы, стирка и приготовление пищи преимущественно
женская обязанность (среди тех, кто занимается ими, женщин 90%), а среди занимающихся
выращиванием зерновых культур и дойкой коров мужчин и женщин примерно поровну. Игли
прогнозирует, что по мере сближения ролей мужчин и женщин гендерные различия будут становиться
«менее заметными». То, что это действительно так, доказывает, по мнению Игли и Вуда, такой факт: в
культурах, где больше равенства в исполнении ролей мужчинами и женщинами, разница в требованиях
к партнеру (мужчина ищет молодую и домовитую, а женщина обеспеченного и с положением) менее
заметна. То же самое произошло и с гендерным различием в оценке представителями обоих полов
|