Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 569 
Next page End  

угощает его сигаретами.
— Более полувека тому назад в гитлеровской Германии в «Гитлерюгенд» — молодежную
фашистскую организацию шли преимущественно дети из благополучных семей, принадлежавших к
среднему классу (Rowe, 1994). Разрушительное воздействие на их нравственность оказало не плохое
воспитание, а «непосильный груз» культурных перемен, происшедших в обществе.
— Маленькие дети из эмигрантских семей, оказавшихся в новой для них культурной среде, как
правило, начинают по мере взросления отдавать предпочтение языку и нормам культуры своих новых
товарищей. Вернувшись на родину, они способны «перепрограммироваться», но их сердца и помыслы
принадлежат тем, с кем они выросли. То же самое можно сказать и о глухих детях родителей, не
лишенных слуха: как правило, они порывают с культурой своих родителей и ассимилируются в среде
глухих.
Следовательно, если мы оставим группу детей в той же самой школе, в окружении тех же самых
соседей и приятелей, но исключим влияние родителей, говорит Харрис, доводя свои аргументы до
крайнего случая, «они превратятся в тех же самых взрослых» (Harris, 1996). Вырастая, дети обычно
становятся похожими на своих родителей. Однако Харрис считает, что индивидуальное культурное
влияние «отдельно взятого родителя» на «отдельно взятого ребенка» менее ощутимо, нежели влияние
родителей как представителей одной группы на детей, представляющих другую группу. От родителей
зависит, в каком окружении живет ребенок, в какой школе учится и с кем дружит, а от этого в свою
очередь зависит, станет ли ребенок правонарушителем, наркоманом и забеременеет ли уже в школе.
Более того, дети нередко подражают тем, кто немного старше их и кто, в свою очередь, берет пример с
еще более взрослых юношей и девушек; примером для последних часто становятся более молодые
представители поколения родителей.
{Шотландская свадебная фотография. Одежда жениха (он в килте) и невесты — культурная
традиция, передающаяся из поколения в поколение на протяжении многих веков}
Воздействия группы родителей на группу детей достаточно слабы, благодаря чему передача
культуры одной группы другой далека от совершенства. Как в человеческой культуре, так и в культуре
приматов инициаторами перемен выступает молодежь. Как правило, все новшества исходят от молодых
и благосклоннее воспринимаются молодыми членами общества, будь то придуманный какой-нибудь
обезьяной новый способ смачивания пищи или высказанные людьми новые идеи в сфере моды, религии
или гендерных ролей. Благодаря этому культурные традиции продолжаются, несмотря на то, что сами
культуры меняются.
Резюме
Результаты глубокого изучения гендерных ролей свидетельствуют о большом влиянии на них
культуры. Гендерные роли зависят от культуры и изменяются с течением времени. Культурное влияние
преимущественно передается не непосредственно от родителей, а через сверстников.
Заключение
Биология и культура существуют не изолированно друг от друга, ибо культура «работает» с
тем материалом, который предоставлен ей биологией. А это значит, что вполне уместны следующие
вопросы: как взаимодействуют биология и культура? И как наши Я взаимодействуют с теми
ситуациями, в которых мы оказываемся?
И биология, и культура
Не следует думать, что культура и эволюция — конкуренты. Культурные нормы деликатно, но
решительно влияют на наши установки и поведение, но делают они это не в отрыве от биологии. Все
социальное и психологическое есть в конечном счете биологическое. Если ожидания окружающих и
влияют на нас, то потому, что это часть заложенной в нас «биологической программы». Более того,
культура может усиливать то, что инициируется нашей биологической наследственностью. Если гены и
гормоны делают мужчин более предрасположенными к физической агрессии, чем женщин, культура
может сделать это отличие более заметным через нормы, согласно которым от мужчин ожидают
решительности, а от женщин — покладистости и доброты. Естественный и
культурный отбор могут
Hosted by uCoz