какими-то особенностями характера, присущими немцам. «Самый важный урок, который можно
извлечь из наших исследований, писал он, заключается в том, что самые обычные люди, всего
лишь выполняющие свою работу и не наделенные какой-то особой злокозненностью, могут стать
орудием в ужасающе деструктивном процессе» (Milgram, 1974, р. 6). Как часто напоминает своим
маленьким телезрителям мистер Роджерс, «и хорошие люди иногда совершают дурные поступки». А
раз так, то нам, возможно, стоит повнимательней присматриваться к политикам, безупречные манеры
которых очаровывают и убаюкивают нас настолько, что начинает казаться, будто они вообще не
способны причинить зло кому-либо. Даже хорошие люди поддаются порой дурному влиянию. А это
значит, что самые обычные солдаты подчинятся приказу стрелять в безоружных мирных граждан,
обычные работники приказу выпускать и продавать некачественную продукцию, а обыкновенные
члены какой-либо группы не откажутся от участия в грубом подшучивании над новичками.
Резюме
Конформизм изменение поведения или убеждений индивида в результате давления группы
проявляется в форме уступчивости и в форме одобрения. Уступчивость это внешнее следование
требованиям группы при внутреннем неприятии их. Одобрение это сочетание поведения,
соответствующего социальному давлению, и внутреннего согласия с требованиями последнего.
О том, как психологи изучали конформизм и насколько конформными могут быть люди, мы
узнаем из ставших ныне классическими исследований Шерифа, Аша и Милгрэма. Музафер Шериф
изучал влияние суждений окружающих на мнение испытуемых о том, насколько «сместилась» якобы
движущаяся светящаяся точка. В ходе экспериментов формировались нормативные «правильные»
ответы, которые сохранялись в течение длительного времени и переходили от одного «поколения»
испытуемых к другому. Подобная внушаемость в условиях лабораторного эксперимента соответствует
внушаемости, наблюдаемой в реальной жизни.
Насколько неоднозначным было задание, которое выполняли испытуемые в экспериментах
Шерифа, настолько четким задание Соломона Аша. Его испытуемые сначала слушали ответы других
испытуемых на вопрос о том, какой из трех отрезков прямой равен по длине стандартному отрезку, и
затем сами отвечали на него. Испытуемые, отвечавшие после тех, кто единодушно дали неверный ответ,
в 37% случаев соглашались с ними.
<Перед моими глазами прошло не менее тысячи человек, и на основании своих наблюдений за
ними я могу сказать следующее: если бы в США были созданы такие же концлагеря, как те, что
существовали в нацистской Германии, в любом американском городе средней величины нашлось бы
достаточно людей для работы в них. Стэнли Милгрэм, Из выступления
в программе
«Шестьдесят
минут» на канале CBS, 1979>
В отличие от экспериментов Шерифа, которые выявили условия, благоприятствующие
одобрению, эксперименты Милгрэма это изучение уступчивости в ее экстремальной форме. При
оптимальных условиях, т. е. тогда, когда отдающий приказы человек олицетворяет легитимную власть
и находится рядом, когда жертва где-то далеко, а не у тебя перед глазами, а рядом нет никого, кто мог
бы показать пример неповиновения, 65% испытуемых, взрослых мужчин, полностью подчинились
приказу «наказать» ударами электрического тока невинную и протестующую жертву, находившуюся в
соседней комнате.
Эти классические эксперименты свидетельствуют о могуществе социальных сил и о той
легкости, с которой уступчивость приводит к согласию. Зло это не просто дело рук плохих людей,
живущих в добродетельном мире, но также и следствие властных обстоятельств, заставляющих людей
проявлять конформность по отношению к ложным истинам или капитулировать перед жестокостью.
Отвечая на некоторые вопросы, классические исследования конформизма одновременно
поднимают и другие.
Иногда люди конформны, иногда нет. Когда проявляется конформизм?
Почему проявляется конформизм? Почему люди не игнорируют мнение группы и «не идут
своим путем»?
Существует ли тип людей, наиболее предрасположенных к конформизму?
Давайте последовательно рассмотрим эти вопросы и попытаемся ответить на них.
Когда проявляется конформизм?
|