{Одна из 37 жертв коллективного самоубийства членов секты «Небесные Врата»}
Маршалл Эпплуайт мало интересовался сексуальной жизнью своих последователей. Уволенный
из двух музыкальных школ за гомосексуальные связи с учениками, он подверг себя кастрации и
уговорил последовать своему примеру 7 из 17 мужчин, членов секты, умерших вместе с ним (Chua-
Eoan, 1997; Gardner, 1997). В 1971 г., находясь на излечении в психиатрической больнице, Эпплуайт
свел знакомство с медсестрой и поклонницей астрологии Бонни Лу Неттлс, которая снабдила его,
настойчивого и харизматического «гуру», космологическим видением «перехода на следующий
уровень». Эмоциональный проповедник, он убеждал своих последователей отказываться от родных,
сексуальной жизни, наркотиков и личных денег и обещал им взамен всего этого путешествие к
спасению на космическом корабле.
Как такое вообще возможно? Что убедило этих людей проявить столь безграничную,
абсолютную преданность? Уместны ли в данном случае диспозиционные объяснения, т. е. можно ли
возложить всю вину на жертвы? Можно ли отмахнуться от них, сказав, что это либо люди «с
приветом», либо невежественные фанатики? Или известные нам принципы конформизма, подчинения,
диссонанса, убеждения и влияния группы могут объяснить подобное поведение и поставить этих людей
на одну доску с другими, кто по-своему тоже испытывает воздействие этих сил?
Установки как следствие поведения
Уступчивость порождает одобрение
Как неоднократно отмечалось в главе 4, люди обычно усваивают то, с чем они соглашаются
добровольно, публично и неоднократно. Похоже, что лидерам сект это известно. Проходит немного
времени, и их новые «рекруты» осознают, что членство в секте не пустая формальность. Они быстро
превращаются в активных игроков команды. Ритуалы внутри самой секты, а также публичные
дискуссии и создание всевозможных фондов усиливают самоидентификацию неофитов в качестве
членов определенного сообщества. Как испытуемые в социально-психологических экспериментах
начинают верить в то, в чем они заверяют других (Aronson & Mills, 1959; Gerard & Mathewsn, 1966), так
и новые члены секты становятся ее верными защитниками. Чем больше личная преданность, тем
сильнее потребность оправдать ее.
Феномен «нога-в-дверях»
Как мы склоняемся к тому, чтобы взять на себя какие-то обязательства? Редко в результате
скоропалительного, осознанного решения. Никто не рассуждает так: «Мне надоела традиционная
религия. Пора подыскать себе какую-нибудь секту». Трудно представить себе и такую ситуацию:
рекрутер из секты подходит на улице к прохожему и говорит: «Привет. Я из секты Муна. Хотите к
нам?» В большей степени стратегия привлечения, которой придерживаются «вербовщики», основана на
феномене «нога-в-дверях». Вербовщики из секты «Церковь объединения» сначала приглашают
потенциальных членов на обед, а затем предлагают им провести уик-энд в приятной дружеской
обстановке за обсуждением житейских и философских проблем. Одновременно гостей вовлекают в
исполнение песен, в совместные действия и дискуссии. Затем потенциальных неофитов уговаривают
согласиться на более продолжительный «испытательный срок». Постепенно обязанности становятся
более сложными сбор пожертвований и попытки вербовки новых членов.
( Не жди меня, Ирен. Иди домой. Я намерен вступить в секту.)
|