Navigation bar
  Print document Start Previous page
 227 of 569 
Next page End  

За последние годы сотни тысяч человек пополнили ряды членов примерно 2500 религиозных
сект, и лишь в немногих случаях подобное решение было импульсивным
Техникой «нога-в-дверях» пользовался Джим Джонс. Психолог Роберт Орнстейн вспоминает,
как Джонс рассказывал о своих успехах в вербовке (Ornstein, 1991). В отличие от уличных защитников
бедняков рекрутеры Джонса не просили у прохожих денег, они всего лишь обращались с просьбой
«потратить на них пять минут, чтобы заклеить и отправить несколько конвертов». «Выполнив эту
просьбу, — продолжал Джонс, — люди возвращались, чтобы сделать что-нибудь еще. Видите ли, уж
если ко мне кто-нибудь попадает, я могу заставить его сделать все, что мне нужно».
Вначале денежные пожертвования в секте были добровольными. Затем Джонс потребовал, чтобы
члены секты вносили в «общую кассу» 10% своего дохода, затем эта цифра возросла до 25%. В конце
концов он обязал членов секты отдать ему все, что они имели. Трудовой вклад тоже планомерно
возрастал. Грейс Стоун, бывший член секты, вспоминает:
«Никогда не было резких изменений. Именно поэтому Джим Джонс так много и получил. Вы
постепенно отдавали то, что имели, и постепенно должны были отдавать больше, но каждый раз
прирост был незначительным. Это было удивительно, и иногда в голову приходили такие мысли: «Надо
же! Я и вправду уже много отдала». Так оно и было, но он поднимал планку настолько медленно, что
никто не сопротивлялся и рассуждал примерно так: «Что, собственно, изменилось? Если я и до сих пор
соглашался, то какая теперь, черт побери, мне разница?»» (Conway & Siegelman, 1979, p. 236).
Слагаемые убеждения
Вербовку сектами новых членов можно проанализировать, используя факторы, о которых уже
говорилось в этой главе (и которые обобщены на рис. 7.10): кто говорит (коммуникатор), что говорит
(сообщение) и кому (аудитория).
Рис. 7.10. Переменные, влияющие на эффективность убеждения. В реальной жизни эти
переменные взаимодействуют друг с другом, и влияние одной может зависеть от уровня другой
Коммуникатор
Преуспевающие секты имеют харизматических лидеров, т. е. во главе их стоят люди, способные
привлекать в секту новых членов и направлять их. Как и в экспериментах по изучению убеждения,
пользующийся доверием коммуникатор — это некто, воспринимаемый аудиторией как компетентный
человек, на которого можно положиться, такой, например, как «отец» Мун.
Чтобы доказать, что на него можно положиться, Джим Джонс убеждая окружающих в том, что
он — «ясновидящий». Перед началом службы новичков, пришедших в церковь, просили представиться.
Затем один из помощников Джонса быстро звонил им домой и, представившись интервьюером,
проводящим опрос общественного мнения, выяснял все, что его интересовало. Во время службы,
вспоминает один из бывших сектантов, Джонс обращался к человеку по имени и говорил:
«Вы раньше когда-нибудь видели меня? Вы живете там-то и там-то, ваш номер телефона —
такой-то, а в вашей гостиной стоит то-то и то-то. На вашем диване лежат такие-то и такие-то подушки.
Скажите, я когда-нибудь был в вашем доме?» (Conway & Siegelman, 1979, p. 234).
Второй аспект надежности — доверие. По мнению изучающей секты Маргарет Зингер, молодые
выходцы с Кавказа, представляющие средний класс, более подвержены влиянию сектантов, ибо они
более доверчивы (Singer, 1979). Им не хватает «житейской хватки», присущей их ровесникам из более
бедных слоев населения (которым часто приходится защищать себя), и осмотрительности богатых
молодых людей, которым с детства внушают страх перед возможным похищением. Многие члены сект
Hosted by uCoz