Некоторые из данных этих исследований соответствуют результатам наблюдений над реальными
рабочими коллективами. Когда перед группами ставятся труднодостижимые цели, когда коллективный
успех достойно вознаграждается
и когда присутствует то, что может быть названо командным духом,
все члены группы трудятся засучив рукава (Hackman, 1986). Люди больше верят в собственную
незаменимость, если группы немногочисленны, а все их члены имеют примерно равную квалификацию
(Comer, 1995). Итак, поскольку социальная леность проявляется в тех случаях, когда члены группы
работают вместе и нет личной ответственности каждого за результат, большое количество рабочих рук
не всегда делает труд более легким.
Резюме
Социальная фасилитация изучается психологами в условиях, когда есть возможность оценить
выполнение задания каждым испытуемым отдельно. Однако нередко люди трудятся коллективно,
объединяя свои усилия, и при этом не несут личной ответственности за результаты своего труда.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что люди нередко работают менее усердно, участвуя
в выполнении подобных «аддитивных заданий», чем тогда, когда трудятся в одиночку. Эти результаты
соответствуют и наблюдениям над реальными трудовыми коллективами: отсутствие индивидуальной
ответственности за результаты труда создает благоприятную почву для проявлений социальной
лености.
Деиндивидуализация
В 1991 г. случайный свидетель снял на видеопленку, как четыре лос-анджелесских полицейских
избивают безоружного Родни Кинга. Парень получил более 50 ударов резиновыми дубинками, ему
выбили зубы, а череп был сломан в 9 местах, что стало причиной травмы мозга. За расправой пассивно
наблюдали 23 офицера полиции. Демонстрация пленки по телевидению шокировала нацию и ввергла ее
в продолжительную дискуссию о зверствах полиции и жестокости толпы. Постоянно звучали одни и те
же вопросы: куда подевался «гуманизм» полицейских? Что случилось со стандартами
профессионального поведения? Что могло спровоцировать подобные действия?
Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку
Результаты экспериментов по социальной фасилитации говорят о том, что группы способны
возбуждать людей. Если возбуждение накладывается на отсутствие личной ответственности, а
общепринятые нормы поведения размываются, последствия
могут быть самыми неожиданными. В
подобных ситуациях люди способны на самые разные поступки от нарушений правил поведения
(швыряние еды в обеденном зале, препирательство с рефери, крики во время рок-концерта) до
импульсивных проявлений самых низменных чувств (группового вандализма, оргий, ограблений) и
деструктивных социальных взрывов (зверств со стороны полицейских, бунтов и самосуда толпы). В
1967 г. 200 студентов Университета штата Оклахома собрались, чтобы посмотреть на своего не вполне
адекватного соученика, который грозился броситься вниз с башни. Когда они начали кричать: «Прыгай!
Прыгай!», парень спрыгнул и разбился насмерть (UPI, 1967).
{Узнав о зверской расправе над Родни Кингом, учиненной полицейскими Лос-Анджелеса, люди
постоянно задавали себе один и тот же вопрос: почему у человека отказывают присущие ему
«сдерживающие центры», когда он попадает в групповую ситуацию?}
Перечисленные случаи необузданности имеют нечто общее: все они так или иначе
спровоцированы властью группы. Группы способны породить чувство возбуждения или вовлеченности
в нечто большее, чем то, на что способен индивид сам по себе. Трудно представить себе любителя рок-
музыки, который кричит во время концерта для узкого круга друзей, или какого-нибудь студента
Оклахомского университета, в одиночку подталкивающего кого-либо к самоубийству, или даже
офицера полиции, в одиночку избивающего безоружного мотоциклиста. В некоторых групповых
ситуациях люди более склонны к тому, чтобы отбросить ограничения, действующие в повседневной
жизни, утратить собственное Я и стать восприимчивыми к групповым нормам или к нормам толпы.
Иными словами, происходит то, что Леон Фестингер, Альберт Пепитоун и Теодор Ньюком назвали
деиндивидуализацией
(Festinger, Pepitone & Newcomb, 1952). Какие обстоятельства порождают это
|