Контроль: независимые переменные
Социальные психологи экспериментируют так же, как создатели летательных аппаратов: они
воспроизводят социальные ситуации, имитирующие основные параметры нашей повседневности.
Манипулируя одновременно одним или двумя факторами, которые называются независимыми
переменными,
экспериментатор фиксирует те изменения, которые при этом происходят с нами.
Аналогично тому как аэродинамическая труба помогает конструктору летательных аппаратов в
изучении законов аэродинамики, так и эксперимент помогает социальному психологу понять принципы
социального мышления, социального влияния и социальных отношений. Конечной целью
экспериментов с аэродинамической трубой является постижение объективных законов, которым
подчиняется движение воздушных судов, и прогнозирование эксплуатационных характеристик
сложных летательных аппаратов. Социальные психологи экспериментируют для того, чтобы понять
сложное человеческое поведение и научиться прогнозировать его. Их цель понять, почему разные
люди в разное время и в разных ситуациях ведут себя по-разному.
Примерно три четверти всех исследований социальных психологов это исследования,
выполненные с использованием экспериментального метода (Higbee et al., 1982), а два исследования из
трех проведены в лабораторных условиях (Adair et al., 1985). Чтобы понять, что такое лабораторный
эксперимент, рассмотрим два эксперимента, типичных для изучения предрассудков и агрессии, о
которых будет рассказано ниже. Каждый из них предлагает возможное причинно-следственное
объяснение коррелирующих между собой результатов.
Первый эксперимент касается предвзятого отношения к людям с избыточным весом.
Окружающие часто считают их нерасторопными, ленивыми и неряшливыми (Ryckman et al., 1989).
Порождают ли подобные установки дискриминацию? Чтобы ответить на этот вопрос, Стивен
Гортмейкер и его коллеги обследовали 370 тучных человек в возрасте от 16 до 24 лет (Gotrmaker et al.,
1993). Повторив обследование через 7 лет, авторы обнаружили, что две трети женщин по-прежнему
имели избыточный вес и что у них было меньше шансов на замужество и на хорошо оплачиваемую
работу, чем у 5000 других женщин, входивших в контрольную группу. Даже после того как
экспериментальные данные были откорректированы с учетом результатов тестирования способностей,
расовой принадлежности и экономического статуса родителей, оказалось, что годовой доход тучных
женщин на $7000 меньше среднего годового дохода.
Хотя внесение некоторых других корректировок и дает основание для того, чтобы объяснить
корреляцию тучности и более низкого статуса дискриминацией тучных людей, абсолютной уверенности
в этом у нас нет. (А какие другие объяснения могли бы предложить вы сами?) Рассмотрим
исследование, проведенное социальными психологами Марком Снайдером и Джули Хоген (Snyder &
Haugen, 1994;
1995). Они попросили 76 юношей, студентов Миннесотского университета,
познакомиться по телефону с одной из 76 студенток. Каждому юноше была предъявлена фотография, и
было сказано, что ему предстоит разговаривать именно с этой девушкой. Одной половине участников
эксперимента были показаны
фотографии тучных женщин (которые на самом деле не
«предназначались» им в собеседницы), а второй половине фотографии женщин с нормальным весом.
Одна часть эксперимента заключалась в том, что мужчины должны были составить впечатление о
личностных качествах своих собеседниц. Последующий анализ «женской части» телефонных диалогов
показал, что женщины разговаривали более холодно и сдержанно, если звонивший им мужчина считал,
что беседует с толстушкой. Понятно, что поведение этих мужчин подтолкнуло собеседниц подтвердить
их (мужчин) мнение о том, что женщины-толстушки непривлекательны. Так проявились
предубежденность и дискриминация. Памятуя о влиянии установок мачехи на поведение Золушки,
возможно, стоит назвать этот феномен «эффектом Золушки».
В качестве второго примера того, как эксперименты проясняют причинно-следственную связь,
рассмотрим корреляцию между просмотром телепередач и поведением детей. Дети, которые смотрят
много телепередач, пропагандирующих жестокость, более склонны к проявлениям агрессии, чем те, кто
смотрит их лишь изредка. Это позволяет говорить о том, что дети, возможно, учатся на примере
экранных героев. Надеюсь, вы уже поняли, что речь идет о выявлении корреляции. Рисунок 1.5
напоминает нам о существовании двух других интерпретаций причинно-следственных связей, в
которых телевидение не рассматривается как причина детской агрессии. (Как вы думаете, в чем они
заключаются?)
|