Испы-
туемые
Группа
Независимая
переменная
Критерий
Экспери-
ментальная
Контрольная
Телепередачи со
сценами насилия
Телепередачи без
сцен насилия
Уровень
агрессии
Уровень
агрессии
Рис. 1.5. Участники эксперимента методом случайного распределения поделены на две группы
экспериментальную и контрольную. Члены первой группы подвергаются воздействию независимой
переменной, члены второй нет. Это позволяет связать любое различие между ними, наблюдаемое
впоследствии, с воздействием этой независимой переменной
Иными словами, социальные психологи перенесли просмотр телепередач в лабораторию, что
позволило им контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети.
Предъявляя детям передачи, содержащие сцены насилия и не содержащие их, исследователи получают
возможность наблюдать за тем, как «количество телевизионного насилия» влияет на их поведение. Крис
Бойятзис и его коллеги показали лишь нескольким ученикам начальной школы один эпизод из наиболее
популярной в 1990-е гг. и жестокой детской телепередачи «Непобедимые рейнджеры» (Boyatzis et
al., 1995). В течение первых двух минут после этого зрители совершили в 7 раз больше агрессивных
поступков, чем дети, которые не смотрели телевизор. Эти проявления агрессии были названы
зависимыми переменными. Подобные эксперименты свидетельствуют о том, что телевидение может
быть причиной агрессивного поведения детей.
Итак, мы уже поняли, что логика эксперимента проста: создавая реальность в миниатюре и
контролируя ее, мы можем изменять сначала один фактор, а затем
другой и смотреть, как они
(поодиночке или вместе) влияют на людей. Теперь давайте заглянем в корень проблемы и посмотрим,
как проводится эксперимент.
{Рекламный плакат программы «Останови насилие, спаси детей!», действующей в г. Нью-Йорке.
Правда ли, что, пропагандируя жестокость, телевидение и другие средства массовой информации
вербуют подражателей, особенно среди детей? Эксперименты позволяют говорить о том, что это
правда}
Каждый эксперимент в социальной психологии имеет две важные составляющие. Пока что мы
говорили об одной из них о контроле. Мы манипулируем одной или двумя независимыми
переменными, стараясь поддерживать все остальные параметры постоянными. Второй составляющей
является случайное распределение.
Случайное распределение: великий уравнитель
Вспомните: мы сомневались в том, можно ли на основании корреляции признать, что тучность
причина более низкого статуса (вследствие дискриминации) и что просмотр телепередач со сценами
насилия причина агрессивного поведения (дополнительные примеры представлены в табл. 1.1).
Исследователь мог бы измерить и исключить (с помощью статистических методов) другие факторы,
относящиеся к ситуации и способные оказать влияние, и посмотреть, сохранятся ли корреляции после
этого. Однако никому никогда не удастся проконтролировать все факторы, ответственные за различия
между тучными людьми и людьми с нормальным весом и между теми, кто смотрит передачи со
сценами насилия, и теми, кто
их не смотрит. Не исключено, что «потребители тележестокости»
отличаются друг от друга уровнем образования, культуры, интеллектом или многими иными
параметрами, которые не были приняты во внимание исследователем.
|