суть которого заключается в том, что люди склонны считать, будто в качестве воплощений социально
желательных черт они превосходят средний уровень (см. главу 2).>
Роберт Бэрон и его коллеги экспериментально изучили влияние социальной поддержки на
поляризацию (Baron et al., 1990). Исследователи спрашивали у пациентов стоматологической клиники
при Университете штата Айова, считают ли они зубоврачебные кресла «удобными» или «неудобными».
Затем кто-то из испытуемых слышал, как экспериментатор спрашивал: «Простите, доктор X, что вам
ответил последний пациент?» Врач слово в слово повторял слова, только что услышанные от больного.
По окончании опроса пациенты должны были оценить кресло по шкале от 150 до 250. Пациенты,
которые слышали высказывания в поддержку их мнения, оценили кресло более высоко, чем те, которые
такой поддержки не получили.
Когда мы просим людей (как я ранее просил вас) предсказать реакцию остальных на дилеммы,
подобные «дилемме Элен», то обычно сталкиваемся с плюралистическим неведением: наши
собеседники не знают, кто еще поддерживает социально более предпочтительную рекомендацию (в
данном случае написание романа). Как правило, индивид посоветует писать роман, даже если шансы
на успех не более 4 к 10, но скажет, что большинство остальных потребуют более высокой степени
вероятности 5 или 6 к 10. Когда же начинается обсуждение, большинство его участников
обнаруживают, что, вопреки собственным ожиданиям, не «затмевают» других. Напротив, некоторые из
этих других даже опережают их и более решительно настаивают на написании романа. Обнаружив это,
люди, освободившиеся от сдерживавших их групповых
норм, которые они неверно трактовали,
выражают свои предпочтения более решительно. (Дополнительная информация о неверном толковании
точки зрения окружающих представлена в рубрике «Проблема крупным планом».)
Проблема крупным планом. Неверные суждения о том, что думают другие люди
Вероятно, вы можете припомнить такой случай из собственной жизни: вы и ваш знакомый (или
знакомая) хотели бы пойти куда-нибудь развлечься, но каждый боится сделать первый шаг, полагая, что
другому это может быть вовсе не интересно. Такое плюралистическое неведение характерно для
начальной стадии отношений (Vorauer & Ratner, 1996).
Возможно, вам знакома и другая ситуация: собравшись вместе, члены группы пребывают в
напряжении, и вот кто-то прерывает молчание и говорит: «Положа руку на сердце, могу сказать, что...»
Проходит совсем немного времени, и вы, к своему удивлению, понимаете, что все придерживаются
одного мнения. Нередко все молчат, когда преподаватель спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы, и
из-за этого общего молчания каждый думает про себя, что он единственный, кто чего-то не понял.
Каждый считает, что только его молчание результат смущения, а все остальные молчат, потому что
им все понятно.
Дэйлу Миллеру и Кэти Мак-Фарланд удалось наблюдать этот известный всем феномен в рамках
лабораторного эксперимента (Miller & McFarland, 1987). Они предложили испытуемым прочитать
совершенно непонятную статью и сказали, что «если у них возникнут серьезные проблемы с
пониманием текста, то они могут обратиться за помощью». Хотя никто из испытуемых не
воспользовался этим разрешением, все думали, что другие не будут стесняться так, как они.
Испытуемые неправильно решили, что никто не обратился за помощью, потому что не нуждался в ней.
Преодоление подобного плюралистического неведения возможно, когда кто-то делает первый шаг,
предоставляя тем самым другим возможность выявить и усилить свои общие реакции.
---
Эта теория социального сравнения вызвала к жизни эксперименты, по ходу которых испытуемых
знакомили не с аргументами других людей, а только с их позициями. Примерно в таком положении мы
оказываемся, когда узнаем о результатах опроса общественного мнения или о результатах опроса
избирателей, проведенного на выходе с избирательных участков в день голосования. Будут ли
испытуемые «подгонять» свои ответы, чтобы соответствовать социально желательной позиции, если им
без обсуждения станут известны точки зрения других людей? Да, будут. Когда люди
предварительно не объявляли о своей позиции, знакомство с точкой зрения других стимулировало
незначительную поляризацию (Goethals & Zana, 1979; Sanders & Baron, 1977) (См. рис. 8.10). Эта
поляризация следствие сравнения обычно менее выражена, чем поляризация, проявляющаяся в
результате активного обсуждения. Тем не менее вызывает удивление такой факт: вместо того чтобы
просто проявить конформизм по отношению к «среднегрупповому показателю», люди нередко хоть и
ненамного, но все же «превосходят» его. Можно ли сказать, что они делают это для того, чтобы не быть
|