(Clark, 1995) полагают, что нельзя. Они утверждают: в основе влияния меньшинства и большинства
лежат одни и те же
социальные силы. Информационное и нормативное влияние подпитывает как
групповую поляризацию, так и влияние меньшинства. И если последовательность, уверенность в себе и
«перебежчики» из противоположного лагеря усиливают меньшинство, они усиливают и большинство.
Социальное воздействие любой позиции зависит от силы и открытости тех, кто поддерживает ее, а
также от их числа. Меньшинство оказывает меньшее влияние, чем большинство, просто из-за своей
малочисленности.
Тем не менее Энн Маасс и Расселл Кларк соглашаются с Московичи в том, что для меньшинства
более характерно переубеждение людей, т. е. они привлекают на свою сторону тех, кто принимает их
взгляды (Maass & Clark, 1984, 1986). Кроме того, на основании собственного анализа эволюции групп
Джон Левин и Ричард Морланд пришли к выводу о том, что новички, принадлежащие к меньшинству,
влияют на окружающих иначе, чем «старожилы» (Levine & Moreland, 1985). Источниками влияния
новичков становятся внимание, которое они привлекают к себе, и чувство принадлежности к группе,
которое они вызывают у старожилов. Последние чувствуют себя свободнее, отстаивая свои взгляды и
беря на себя руководство группой.
В повышенном внимании к влиянию индивидов на группы, обнаружившемся в последнее время,
кроется замечательная ирония. До недавнего времени сама мысль о том, что меньшинство способно
кардинально повлиять на представления большинства, поддерживалась лишь меньшинством
социальных психологов. Тем не менее, последовательно и настойчиво пропагандируя свои взгляды,
Московичи, Немет, Маасс, Кларк и другие убедили большинство психологов, изучавших влияние
группы, в том, что влияние меньшинства
феномен, достойный изучения. А узнав, какими путями
некоторые из них пришли в эту область психологической науки, мы, возможно, не будем удивлены. Энн
Маасс выросла в послевоенной Германии, и ее интерес к влиянию меньшинства на социальные
перемены сформировался в том числе и под влиянием рассказов бабушки о фашизме (Maass, 1998).
Научные интересы Шарлан Немет сформировались в то время, когда она в качестве приглашенного
профессора работала в Европе «вместе с Генри Таджфелом и Сержем Московичи. Мы все были
аутсайдерами: я американская католичка в Европе, они евреи, пережившие в Европе Вторую
мировую войну. Неравнодушие к ценностям меньшинства и к защите его позиции определило основное
направление наших исследований» (Nemeth, 1999).
Можно ли назвать лидерство частным случаем влияния меньшинства?
Одним из примеров силы личности является лидерство
процесс, посредством которого
некоторые индивиды мобилизуют группы и руководят ими. Лидерство имеет значение (Hogan et al.,
1994). В 1910 г. Норвегия и Англия предприняли историческую экспедицию к Южному полюсу.
Норвежцы, ведомые эффективным лидером Руалем Амундсеном, достигли намеченной цели.
Англичане же, во главе которых стоял не подготовленный для этой роли Роберт Фолкон Скотт, нет, а
сам Скотт и еще три члена команды умерли. Во время Гражданской войны армия Авраама Линкольна
начала побеждать только после того, как ее возглавил Улисс С. Грант. Некоторые тренеры переходят из
команды в команду, каждый раз превращая аутсайдеров в победителей.
Некоторые люди оказываются лидерами в результате формального назначения или выборов;
другие в результате неформального внутригруппового взаимодействия. То, какими качествами
должен обладать человек, чтобы стать хорошим лидером, во многом зависит от ситуации. Человек,
прекрасно подходящий на роль лидера команды инженеров, может быть никудышным руководителем
группы, работающей в торговле. Некоторые люди прекрасно справляются с обязанностями целевых
лидеров:
организуют работу, устанавливают стандарты и концентрируют внимание на достижении
поставленной цели. Другие незаменимы в качестве социальных лидеров, когда необходимо организовать
командную работу, уладить конфликт и оказать поддержку.
Целевые лидеры, как правило, авторитарны; этот стиль руководства «срабатывает» только в тех
случаях, когда лидер достаточно умен для того, чтобы отдавать толковые приказы (Fiedler, 1987).
Ориентированный на достижение определенной цели, такой лидер и внимание группы, и ее усилия тоже
направляет на то, чего окружающие ждут от нее. Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что
конкретные, притягательные цели в сочетании с периодическими отчетами о положительных
результатах позволяют стимулировать стремление к высоким достижениям (Locke & Latham, 1990).
Социальным лидерам нередко присущ демократический стиль руководства, т. е. такой стиль, для
которого характерно делегирование властных полномочий другим членам группы и их привлечение к
|