характеристика человека, которая зависит от ничтожно малой генетической разницы между расами.
Более того, природа не подразделяет людей на строго определенные категории по расовому принципу.
Это ведь мы, а не природа, называем Тайгера Вудса «афроамериканцем» (он на одну четверть
африканец), «американцем азиатского происхождения» (он также на одну четверть таец и на одну
четверть китаец) или даже индейцем или голландцем (в нем по одной восьмой и той и другой
крови).
<Психологи обычно пишут термины «белые» и «чернокожие» с прописной буквы, подчеркивая
этим, что используют их не для буквального обозначения цвета кожи лиц европейского и африканского
происхождения, а для того, чтобы подчеркнуть их социальное использование в качестве названий рас.>
Исчезают ли расовые предрассудки? Большинство наших современников считают
предрассудки живучими и видят их проявления... в поведении других людях. По результатам
общенационального опроса общественного мнения, проведенного Институтом Гэллапа в 1997 г., 44%
американцев считают, что предрассудки в высшей степени свойственны их ближайшему окружению
(«5» или выше по 10-балльной шкале). А многие ли столь же высоко оценили собственную
«приверженность» предрассудкам? Всего лишь 14% (Whitman, 1998). Так чему же верить: тому, что за
каждым углом нас подстерегает нетерпимость, или тому, что есть определенное количество людей,
полагающих, что они «не без греха»? И можно ли сказать, что Америка изживает расовые
предрассудки?
Хорошо изученные США иллюстрация того, насколько быстро могут изменяться расовые
установки. В 1942 г. большинство американцев считали, что «в городских трамваях и в автобусах для
чернокожих должны быть отведены отдельные места» (Hyman & Sheatsley, 1956). Сегодня этот вопрос
показался бы по меньшей мере странным, поскольку подобного вульгарного расизма уже практически
нет. В 1942 г. менее одной трети белых (а в южных штатах лишь 1 из 50) поддерживали идею
совместного школьного обучения белых и чернокожих детей, к 1980 г. в поддержку этой идеи
высказывались уже 90% белых. Если учесть, как мало времени (в масштабах истории) прошло не только
между 1942 и 1980 г., но даже и после отмены рабства в США, изменения кардинальные. В Канаде за
последние десятилетия тоже заметно улучшилось отношение к представителям разных этнических
групп и к эмигрантам из разных стран (Berry & Kalin, 1995).
{Тайгер Вудс, 1997. Он называет себя «гибридом», имея в виду всех своих предков: выходцев из
Азии и с Кавказа, а также африканцев и индейцев}
С 1940-х гг., т. е. с того времени, когда Кеннет и Мэйми Кларк писали о расовых предрассудках
белых американцев (Clark & Clark, 1947), установки афроамериканцев тоже изменились. В 1954 г.,
принимая свое историческое решение, признававшее антиконституционным раздельное обучение белых
и чернокожих детей, Верховный Суд посчитал заслуживающим внимания и такой факт: когда супруги
Кларк предложили чернокожим детям на выбор «черных» и «белых» кукол, они выбрали «белых». Из
результатов исследований, проведенных в период с 1950-х по 1970-е гг., следует, что в это время тяга
чернокожих детей к «черным» куклам стабильно возрастала. А взрослые афроамериканцы пришли к
пониманию того, что такие качества, как интеллект, леность и зависимость, в одинаковой степени
присущи и им, и белым (Jackman & Senter, 1981; Smedley & Bayton, 1978).
В наши дни у представителей разных рас много общих установок и устремлений (Etzioni, 1999).
Более 90% белых и чернокожих избирателей утвердительно отвечают на вопрос: «Могли бы вы
проголосовать за чернокожего кандидата в президенты?» Более 80% представителей обеих групп
населения согласны с тем, что «условием получения аттестата о среднем образовании должно быть
знание молодым человеком общей истории и идей, объединяющих всех американцев», и с тем, что
«снижение молодежной преступности и незаконного потребления наркотиков чрезвычайно важная
статья расхода налоговых поступлений». От 80 до 90% опрошенных в обеих группах высказываются «за
равные права и возможности для всех, без предрассудков и дискриминации». А от 20 до 30%
респондентов в обеих группах признают факт снижения моральных и этических стандартов. Благодаря
этой идейной общности, США и большинство западных демократий избежали этнических конфликтов,
подобных тем, от которых пострадали Косово и Руанда (Etzioni, 1999).
Социальная психология в моей жизни
Имея хорошую подготовку по социальной психологии, я смог не только разобраться в ситуации
на Ближнем Востоке (благодаря книге моего однофамильца Томаса Фридмана «От Бейрута до
Иерусалима»), но и в самом себе. Социальная психология помогла мне понять, что предрассудки есть
преимущественно результат невежества. Судя по всему, именно таким я и был невежественным.
|