Мои представления о ближневосточном кризисе ничем не отличались от представлений,
разделяемых большинством молодых американских евреев: я считал необходимым его мирное
разрешение, но не учитывал интересов палестинского народа. Что мы знали о палестинцах, кроме того,
что они террористы, преисполненные ненависти к евреям и к Израилю? Прочитанная книга помогла
мне взглянуть на проблему с другой стороны, я понял корни ненависти и старую, как мир, истину, что
все мы люди и что между нами очень много общего.
Осознавать собственное невежество страшно, потому что при этом ты начинаешь подвергать
сомнению те устоявшиеся взгляды, которые раньше казались тебе бесспорными. А это болезненный
процесс. За понимание приходится платить. Но за непонимание приходится платить неизмеримо
большую цену.
Эрик А. Фридман, Yale University, 1999.
---
Значит ли это, что в таких странах, как США и Канада, больше нет места расовым
предрассудкам? Нет. Об их живучести свидетельствуют и 7489 преступлений, совершенных на почве
расовой нетерпимости в 1998 г. (FBI, 1997), и то небольшое количество белых американцев, которые
открыто демонстрируют свое презрительное отношение к чернокожим согражданам (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Расовые установки белых американцев
(1963-1997 гг.). Источники:
Институт
Гэллапа и Schuman et al., 1998
<На скоростных шоссе, связывающих северные штаты США, большинство дисциплинированных
и недисциплинированных водителей белые, однако полицейские чаще останавливают и обыскивают
машины чернокожих водителей (Lamberth, 1998; Staples, 1999а, 1999b). По данным одного из
специальных исследований, проведенных в штате Нью-Джерси, при том, что общее количество
чернокожих водителей составило 13,5%, а количество водителей-лихачей 15%, среди остановленных
водителей их было 35%.>
Наличие подобных индивидов помогает объяснить, почему во время проведения очередного
опроса Институтом Гэллапа половина чернокожих респондентов утвердительно ответили на вопрос
«Сталкивались ли вы в течение последних 30 дней с дискриминацией?», причем у 30% это произошло в
магазинах, когда они делали покупки, а у 20% либо в ресторанах или в кафе, либо на работе (Gallup,
1997).
Вопросы, касающиеся близких отношений, и сегодня выявляют людей, не лишенных
предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя
неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более
верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с
утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется
чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному
|