разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее проводят свободное время в обществе
людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять,
почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают
себя исключенными из «социальных контактов» (Hurtado et al., 1994). (Об этом сообщили 24%
американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6%
американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства
не только в том, что большинство белые, а меньшинство цветные. В баскетбольных командах
НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную
оторванность от своих товарищей по команде (Schoenfeld, 1995).
{Хотя в сфере интимных социальных отношений предрассудки особенно живучи, в большинстве
стран количество смешанных браков возрастает. Например, в США в период между 1980 и 1998 г.
количество браков между представителями разных рас увеличилось более чем вдвое. (Источник: Bureau
of the Census, 1996)}
Это явление
наибольшая живучесть предрассудков в сфере самых интимных социальных
отношений
представляется универсальным. В Индии люди, признающие систему каст, впускают
представителей низших каст в свои дома, но о браках с ними не может быть и речи (Sharma, 1981). В
результате проведения общеамериканского опроса оказалось, что на вопрос: «Стали бы вы делать
покупки в магазине, принадлежащем гомосексуалисту?» утвердительно ответили 75% респондентов,
но на вопрос: «Стали бы вы лечиться у врача-гомосексуалиста?» утвердительно ответили только 39%
респондентов (Henry, 1994).
Скрытые формы предрассудков. Вспомните: в главе 4 было рассказано об эксперименте, в
ходе которого белые студенты, думая, что их контролирует детектор лжи, признавались в том, что не
лишены предрассудков. Другие исследователи предлагали испытуемым оценить поведение белого или
чернокожего человека. Участникам эксперимента Бирта Дункана, белым студентам Калифорнийского
университета, демонстрировали видеозапись спора между двумя мужчинами, в результате которого
один из них несильно толкал другого (Duncan, 1976). Когда белый толкал чернокожего, только 13%
испытуемых назвали его поведение «проявлением насилия». Остальные сочли поступок белого «игрой»
или «шуткой». Однако если чернокожий толкал белого, оценка была совершенно иной: 73%
испытуемых посчитали его действия «насильственными».
Известны и результаты экспериментов, оценивающих поведение испытуемых по отношению к
белым и к чернокожим. Как станет ясно из главы 13, белые одинаково склонны к оказанию помощи и
тем и другим; исключение составляют ситуации, когда нуждающийся в помощи человек находится где-
то далеко (например, когда испытуемому звонил человек с негритянским акцентом, который хотел
оставить сообщение, но оказывалось, что он ошибся номером). Аналогичные результаты получены и
при проведении экспериментов с наказанием «учеников» электрическим током: белые испытуемые не
только не проявляли по отношению к чернокожим большей жестокости, но, может быть, даже были
несколько более милосердными по отношению к ним. Исключения составляли ситуации, когда
«учитель» либо был очень рассержен, либо знал, что «ученик» не может ни отплатить за агрессию, ни
узнать, кто именно проявил ее (Crosby et al., 1980; Rogers & Prentice-Dunn, 1981) (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Способен ли гнев «привести в действие» скрытый предрассудок? Когда
испытуемые, белые студенты, использовали электрошок якобы как часть «эксперимента по изменению
|