поведения», по отношению к сговорчивой чернокожей «жертве» они вели себя менее агрессивно, чем
по отношению к белой. Однако если «жертвы» оскорбляли их, они отвечали более агрессивно в том
случае, если «жертвами» были чернокожие. (Источник: Rogers & Prentice-Dunn, 1981)
Следовательно, предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только
открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании,
Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные
расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения
к эмигрантам представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям
якобы нерасового характера (Pettigrew, 1998; Pedersen & Walker, 1997). Некоторые исследователи
называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом». Современные
предрассудки зачастую проявляются в завуалированном, неявном виде в наших предпочтениях того,
что уже знакомо, похоже на нас и не доставляет неудобств (Dovidio et al., 1992; Esses et al., 1993a).
Современные предрассудки проявляются даже в форме некой «расовой чувствительности»,
которая приводит к неадекватным реакциям на действия отдельных представителей меньшинств как
в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в форме чрезмерной критики их ошибок
(Fiske, 1989; Hart & Morry, 1997; Hass et al., 1991). Расовая чувствительность проявляется и в форме
покровительства. Так, Кент Харбер предлагал белым студентам Стэнфордского университета оценить
плохо написанное эссе (Harber, 1998). Если студенты думали, что его автор чернокожий, они ставили
ему более высокую оценку, чем когда думали, что он белый, и реже подвергали работу разгромной
критике. Студенты, возможно, из нежелания быть обвиненными в предвзятости, демонстрировали
покровительственное отношение к чернокожему автору, предъявляя к нему более низкие требования.
Харбер считает, что подобная «необоснованная похвала в сочетании с нетребовательностью» способна
помешать представителям меньшинств реализовать все свои возможности.
Даже если явное проявление предрассудков идет на убыль, автоматические эмоциональные
реакции все еще дают о себе знать. Результаты недавно проведенных исследований говорят о том, что
осознание предрассудка способно повлиять на наши импульсивные реакции (Macrae & Bodenhausen,
2000). Впрочем, по данным Патриции Девайн и ее коллег, и люди с сильными предрассудками, и люди,
не имеющие предрассудков, иногда демонстрируют сходные автоматические реакции (Devine et al.,
1989, 2000). Отличие между ними в том, что последние сознательно стараются подавлять в себе те
мысли и чувства, к которым их подталкивают предрассудки. Девайн сравнивает такое поведение с
поведением человека, который старается избавиться от дурной привычки. Однако как бы мы ни
старались отогнать непрошеные мысли о еде, о романе с избранницей друга, суждения о группе, к
которой сами не принадлежим, порой они просто отказываются покидать нас (Macrae et al., 1994;
Wegner & Erber, 1992). Сказанное в первую очередь относится к пожилым людям, в определенной
степени утратившим способность подавлять нежелательные мысли, а значит и старые стереотипы (von
Hippel et al., 2000). Вывод, касающийся нас всех: от нежелательных (диссонантных) мыслей и чувств не
так легко избавиться.
Сказанное выше еще одна иллюстрация двойственности нашей системы установок (глава 2).
Относительно одного и того же предмета у нас могут быть разные явные (осознанные) и неявные
(автоматические) установки. А это значит, что с детства у нас может сохраниться привычный,
автоматический страх перед теми (или неприязнь к тем), кому мы сейчас демонстрируем уважение и
одобрение. Хотя явные установки могут кардинально изменяться под влиянием просвещения, неявные
установки способны сохраняться, и изменяются они только тогда, когда благодаря тренировке у нас
формируются новые привычки (Kawakami et al., 2000).
Огромное количество экспериментов, проведенных в последние годы в Йельском университете
(Banaji & Bhaskar, 2000), в университетах штатов Индиана (Fazio et al., 1995) и Колорадо (Wittenbrink et
al., 1997), а также в Вашингтонском (Greenwald et al., 2000) и в Нью-Йоркском университетах (Bargh &
Chartrand, 1999), подтверждают факт существования такого феномена, как автоматические стереотипы и
предрассудки. Во всех этих экспериментах группам испытуемых разного возраста, пола и расовой
принадлежности предъявляли (в режиме мелькания) разные слова и лица, которые автоматически
активизировали (эффект прайминга) их стереотипы. Активизированные стереотипы испытуемых в
дальнейшем могли повлиять на их поведение и сделать его пристрастным, хотя сами они и не
осознавали этого. Так, если в качестве активаторов использовались изображения,
которые
ассоциировались у испытуемых с афроамериканцами, они в дальнейшем могли более враждебно
реагировать на назойливые просьбы экспериментатора. В своем остроумном эксперименте Энтони
|