женщины неизменно справлялись с заданием значительно хуже, чем мужчины, чем и подтверждали
существующий стереотип (рис. 9.5). Взволнованные исключительно трудным заданием, они
испытывали дополнительное напряжение, что и ухудшало их показатели.
Рис. 9.5. Угроза, исходящая от стереотипа, и результаты тестирования математических
способностей женщин. Исследователи предлагали мужчинам и женщинам трудный математический
тест. Когда испытуемым говорили, что от женщин ожидают более низких результатов, женщины
оправдывали это стереотипное представление и действительно получали более низкие баллы.
(Источник: Spencer, Steele & Quinn, 1999)
Этот феномен проявился и при решении студентками университета трудных математических
задач (Inzlicht & Ben-Zeev, 2000). Когда испытуемые выполняли работу в присутствии двух
посторонних женщин, они правильно решали 70% задач, в присутствии же двух посторонних мужчин
результат был хуже только 55%. Угроза, исходящая от стереотипного представления, может
повлиять и на математически одаренных белых мужчин, если им, в частности, предстоит сравнение с
группой, о которой существует стереотипное представление как о еще более способных математиках,
например с группой выходцев из Азии (J. Aronson et al., 1999). Каждому из нас из собственного опыта
известно, что такое угроза стереотипа, потому что всем нам приходилось оказываться в ситуациях, в
которых от таких людей, как мы, не ждали хороших результатов (Marx et al., 1999).
Можно ли сказать, что расовые стереотипы тоже по своей природе самоосуществляющиеся?
Можно, если речь идет о тестировании с помощью трудного теста вербальных способностей белых и
чернокожих (Steele & J. Aronson, 1995). Результаты чернокожих хуже только тогда, когда по условиям
тестирования угроза «срабатывания» стереотипных представлений очень велика. По данным Джеффа
Стоуна и его коллег, эта угроза влияет и на результаты спортсменов (Stone et al., 1999). Чернокожие
хуже играли в гольф, если игра «подавалась» как тест на «спортивный интеллект», а белые хуже в
том случае, если ее рассматривали как «тестирование атлетических способностей». «Когда людям
напоминают о существующих в отношении них негативных стереотипах (Белые мужчины не умеют
прыгать или Чернокожие мужчины не умеют думать), это может отрицательно сказаться на их
результатах», заключает Стоун (Stone, 2000).
Если вы говорите ученикам, что они на грани провала (а именно из этого нередко исходят
программы поддержки меньшинств), стереотип может ухудшить их поведение, заставить их перестать
отождествлять себя со школой и искать возможности для самоуважения в другом месте (Steele, 1997)
(рис. 9.6).
|