«они». «Они» живут за морем, а «мы» на этом берегу. Но кто бы мог подумать, что «они» называют
нас точно так же! Для них мы тоже «они»! Редъярд Киплинг, 1926; цит. по: Mullen, 1991>
Результаты экспериментов говорят о том, что возможны оба объяснения. Стереотипы в
отношении «их» процветают в тех случаях, когда люди остро ощущают свою идентичность с группой и
связь с другими ее членами (Wilder & Shapiro, 1991). Когда члены нашего клуба собираются вместе, мы
с наибольшей остротой ощущаем свое отличие от членов других клубов. Предчувствуя предвзятое
отношение к своей группе, мы еще активнее начинаем дискредитировать «их» (Vivian & Berkowitz,
1993).
{Путь к разобщению? Можно ли сказать, что стремление учащихся средних школ к
объединению в группы и к дискредитации, в том числе и с помощью оскорбительных прозвищ, всех,
кто не входит в них, вносит свой вклад в создание некой атмосферы «вражды племен», способствующей
формированию той обстановки, в которой произошли недавние массовые убийства в разных школах,
включая и Columbine High School в Колорадо?}
И все же основным (если не главным) источником предрасположенности в пользу своей группы
может быть и ее восприятие как хорошей (Brewer, 1979),
и восприятие чужих групп как плохих
(Rosenbaum & Holtz, 1985). Похоже, что сильная привязанность к собственной группе не обязательно
должна иметь своим «зеркальным отражением» столь же сильные негативные чувства к другим
группам. Приверженность собственной расе, конфессии и социальной группе иногда действительно
создает у человека предрасположенность к обесцениванию других рас, конфессий и социальных групп.
Но это не неизбежно. Кристофер Уолско и его коллеги, проведя исследование, в котором приняли
участие студенты университета, пришли к следующему выводу: точка зрения, основанная на признании
множества культур, скорее, нежели «цветовая слепота»
[В данном контексте термином «цветовая
слепота» обозначается точка зрения тех, кто призывает не обращать внимания на цвет кожи. Примеч.
перев.], способна предотвратить обостренное восприятие групповых различий (Wolsko et al., 2000).
Однако некоторые стереотипы, взращенные мультикультурализмом, есть проявления фаворитизма по
отношению к «ним». Считается, что для психологического и социального здоровья человек должен
одновременно осознавать свою индивидуальность, исключительность, групповую идентичность и
принадлежность ко всему человечеству.
Конформизм
Сформировавшиеся предрассудки поддерживаются «на плаву» преимущественно благодаря
инерции. Если предрассудок принят обществом, большинство предпочтет пойти по пути наименьшего
сопротивления и подчинится моде. Они станут вести себя так не столько из-за потребности ненавидеть,
сколько из желания быть принятым и оцененным обществом.
Проведя исследования среди белого населения Южной Африки и Американского Юга, Томас
Петтигрю пришел к следующим выводам: наибольшую приверженность предрассудкам
демонстрировали те, кто отличался наибольшим конформизмом по отношению к другим социальным
нормам; наименьшая приверженность предрассудкам была присуща людям, наименее склонным к
конформизму (Pettigrew, 1958). Какой ценой приходится расплачиваться за нонконформизм и насколько
эта цена может быть болезненной, почувствовали на себе священнослужители Литтл-Рока, города в
штате Арканзас, где в 1954 г. Верховный суд США принял решение о запрете сегрегации
раздельного обучения чернокожих и белых детей. Большинство священнослужителей поддерживали
идею десегрегации,
но, как правило, не публично: они боялись, что открытая поддержка совместного
обучения детей с разным цветом кожи отпугнет от них прихожан и лишит их приходы финансовой
поддержки (Campbell & Pettigrew, 1959). Или другой пример: в то же самое время на сталелитейных
заводах Индианы и в угольных шахтах Западной Виргинии чернокожие и белые рабочие и шахтеры
трудились вместе, но селились в разных районах. Сегрегация «по месту жительства», бывшая нормой,
строго выдерживалась (Minard, 1952; Reitzes, 1953). Понятно, что приверженность предрассудку была
не прерогативой «ненормальных» индивидуумов, а всего лишь одной из социальных норм.
Своей живучестью гендерные предрассудки тоже обязаны конформизму. «Считая, что детская и
кухня естественная среда обитания женщины, мы уподобляемся английским детям, которые думают,
будто клетка естественная среда обитания для попугая только потому, что никогда не видели его в
другой обстановке», писал в одном из своих эссе Джордж Бернард Шоу в 1891 г. Дети, которым
доводилось видеть женщин не только в детских и в кухнях, дети работающих женщин менее
склонны к стереотипным представлениям о мужчинах и женщинах (Hoffman, 1977).
|