( А сейчас, именно сейчас, я хотел бы переложить вину с себя на кого-нибудь из вас)
«Козлы отпущения» это отдушина для фрустрации и враждебности
Мишени для этой смещенной агрессии могут быть самыми разными. После поражения в Первой
мировой войне и в период последовавшего за ним экономического упадка многие немцы винили во всех
своих бедах евреев. Задолго до прихода Гитлера к власти один немецкий лидер писал: «Евреи
большое удобство... Если бы их не было, антисемитам пришлось бы выдумать их» (цит. по: G. W.
Allport, 1958, р. 325). В Средние века люди нередко обрушивали свои страхи и враждебность на
«ведьм», которых периодически публично сжигали или топили.
Знаменитый эксперимент Нила Миллера и Ричарда Бугельски подтвердил теорию «козла
отпущения» (Miller & Bugelski, 1948). Они расспрашивали мужчин студенческого возраста, работавших
в летнем лагере, об их отношении к японцам и к мексиканцам. Некоторых спрашивали дважды до
того, как они из-за этого теста лишились возможности провести долгожданный свободный вечер в
местном театре, и после. По сравнению с контрольной группой, которой тест ни в чем не помешал, эта
группа, протестированная после депривации, продемонстрировала усилившиеся предрассудки.
Результаты новых исследований подтверждают ранее сделанный вывод: люди, пребывающие в
скверном настроении, нередко хуже думают о тех, кто не входит в их группу, и действуют в отношении
них более агрессивно (Esses & Zanna, 1995; Forgas & Fiedler, 1996). Эмоции провоцируют предрассудки.
Одним из источников фрустрации является конкуренция. Когда две группы соревнуются за
рабочие места, за право на получение жилья или за социальный
престиж, достижение одной из них
своей цели может стать фрустрацией для другой. Поэтому, согласно реалистической теории
группового конфликта,
конкуренция групп в борьбе за ограниченные ресурсы порождает
предрассудки (Esses et al., 1998). Суть соответствующего этой теории экологического принципа, закона
Гауса, заключается в том, что максимальная конкуренция существует между биологическими видами,
имеющими одинаковые потребности. Так, в Западной Европе некоторые соглашаются с утверждением:
«В течение последних пяти лет экономическое положение таких людей, как я, ухудшилось по
сравнению с положением большинства [название национального меньшинства данной страны]». Эти
люди, пребывающие в состоянии фрустрации, демонстрируют сравнительно высокий уровень
вульгарных откровенных предрассудков (Pettigrew & Meertens, 1995). В Канаде, начиная с 1975 г.,
отношение к иммиграции колеблется в зависимости от уровня безработицы (Palmer, 1996). В США хуже
остальных относятся к чернокожим те их белые сограждане, которые наиболее близки к ним по своему
социоэкономическому положению (Greeley & Sheatsley, 1971; Tumin, 1958). При столкновении
интересов проявляется предрассудок в отношении определенной категории людей.
<Тот, кто недоволен собой, постоянно готов к реваншу. Ницше, Наука радоваться, 1882-1887>
Личностная динамика
Любые два человека, имеющие одинаковые основания для того, чтобы впасть в состояние
фрустрации или ощутить угрозу, нередко демонстрируют разную приверженность предрассудкам. А это
значит, что предрассудки исполняют и другие функции, а не только «проталкивают» собственный
конкурирующий интерес индивидуума.
Потребность в статусе, в защите самого себя и в принадлежности
|