Необычные люди
Доводилось ли вам когда-нибудь оказываться в положении единственного (среди собравшихся
по какому-либо поводу людей) представителя своего пола, расы или национальности? Если да, то ваше
отличие от других, возможно, сделало вас более заметным и превратило в объект всеобщего внимания.
Единственный чернокожий среди белых, единственный мужчина среди женщин или единственная
женщина среди мужчин кажутся более заметными и влиятельными, а их достоинства и недостатки
преувеличиваются (Crocker & McGraw, 1984; S. E. Taylor et al., 1979). Это происходит потому, что мы
склонны считать человека, выделяющегося в группе, причиной всего, что бы ни происходило (Taylor &
Fiske, 1978). Если нам посоветовали обратить внимание на Джо, рядового члена группы, нам будет
казаться, что его влияние на группу выше среднего. Когда человек привлекает наше внимание, нам
кажется, что на нем лежит большая ответственность за происходящее. Замечали ли вы, что окружающие
«категоризуют» также и вас по наиболее отличительным, неординарным чертам вашего характера и
поведения? Скажите окружающим, что некто увлекается парашютным спортом и теннисом, и о нем
станут думать, как о парашютисте (Nelson & Miller, 1997). И если вы попросите их выбрать для него
подарок, книге о теннисе они предпочтут книгу о затяжных прыжках с парашютом. Человек, в доме
которого живут змея и щенок, будет скорее считаться владельцем змеи, нежели владельцем собаки.
Люди также не проходят
мимо тех, кто не оправдывает их ожиданий (Bettencourt et al., 1997).
Собственный жизненный опыт подсказал Стивену Картеру, чернокожему американцу и интеллектуалу,
следующие слова: «Подобно цветку, расцветшему посреди зимы, интеллект скорее привлечет к себе
внимание, если он появится там, где его не ожидают» (Carter, 1993, р. 54). Подобное восприятие
неординарности помогает высокоодаренным претендентам на работу из низов привлекать к себе
внимание, хотя им также приходится и больше трудиться, чтобы доказывать свою состоятельность
(Biernat & Kobrynowicz, 1997).
Эллен Ланджер и Луис Имбер очень остроумно доказали, что необычные люди действительно
привлекают повышенное внимание (Langer & Imber, 1980). Они предлагали студентам Гарвардского
университета видеозапись читающего мужчины. Студенты смотрели ее с большим вниманием, если им
говорили, что перед ними неординарный человек раковый больной, гомосексуалист или миллионер.
Они замечали такие черты, которые ускользали от внимания других зрителей, а их оценки мужчины
были более радикальными. В отличие от других зрителей те испытуемые, которые считали, что перед
ними раковый больной, замечали характерные особенности лица и движения тела и на этом основании
заключали, что «он отличается от других». Повышенное внимание, уделяемое нами необычным людям,
создает иллюзорное представление о том, что они больше отличаются от остальных, чем есть на самом
деле. Если окружающие думают, что у вас IQ гения, возможно, они заметят в вас такое, что при иных
обстоятельствах ускользнуло бы от их внимания.
<Представители большинства (в данном случае белые жители Манитобы) нередко имеют так
называемые «метастереотипы» представления о том, какие стереотипы относительно них
существуют у меньшинств (Vorauer et al., 1998). Даже таким относительно толерантным людям, как
белые граждане Канады, израильские евреи или американские христиане, может казаться, что
меньшинства в их странах считают их нетерпимыми, высокомерными или склонными к
покровительству. Если Джордж боится, что он для Гамаля «типичный образованный расист», то,
разговаривая с Гамалем, будет держать ухо востро.>
Оказавшись в обществе американцев европейского происхождения, афроамериканцы порой
сталкиваются с людьми, реагирующими на их отличительные особенности. Многие из них говорят, что
на них не просто смотрят, а, что называется, пялят глаза, отпускают в их адрес нелестные замечания и
плохо обслуживают (Swim et al., 1998). Порой мы приписываем реакцию окружающих нашей
нестандартной внешности, хотя на самом деле ничего подобного нет. К такому выводу пришли
исследователи Роберт Клек и Анжело Стрента после того, как провели в Дартмутском колледже
эксперимент, участницы которого «были ими обезображены» (Kleck & Strenta, 1980). Испытуемые
думали, что цель экспериментаторов выяснить, как окружающие будут реагировать на шрамы на их
лицах, созданные с помощью специального театрального грима и разрезавшие правые щеки от уха до
рта. В действительности же у исследователей была иная цель посмотреть, как женщины, считающие
себя обезображенными, будут воспринимать поведение окружающих по отношению к ним.
Испытуемых загримировали, после чего экспериментатор дал каждой женщине маленькое ручное
зеркальце, и она смогла убедиться в том, что «шрам» на месте. Когда женщина откладывала зеркало, он
накладывал поверх грима немного «увлажнителя», для того чтобы грим лучше держался. В
|