1999)
Неординарные события
Стереотипы предполагают корреляцию между членством в группе и личностными качествами
индивида («Итальянцы экспансивные», «Евреи умные», «Бухгалтеры
педанты» и т. п.). Даже при
самых благоприятных условиях наше внимание к неординарным происшествиям способно создать
иллюзорные взаимосвязи (см. главу 3). Благодаря нашей чувствительности к ярким событиям
совпадение во времени двух таких событий становится особенно заметным, более заметным, чем когда
каждое из них происходит само по себе, в отрыве от другого. Так, Руперт Браун и Аманда Смит
обнаружили, что в Великобритании преподаватели и профессора университетов переоценивают
количество (сравнительно небольшое, хоть и заметное) женщин-профессоров в их университетах
(Brown & Smith, 1989).
Эксперимент, в котором иллюзорные взаимосвязи продемонстрировали Дэвид Гамильтон и
Роберт Гиффорд, ныне признан классическим (Hamilton & Gifford, 1976).
Они демонстрировали
студентам слайды с изображениями людей из «группы А» или из «группы Б», о которых им было
сказано, что они совершили какой-то поступок либо этичный, либо неэтичный. Например: «Джои,
член группы А, навестил в больнице друга». Количество утверждений, относившихся к членам группы
А, в 2 раза превосходило количество утверждений, относившихся к членам группы Б, но соотношение
этичных и неэтичных поступков, равное 9:4, было одинаковым для обеих групп. Поскольку
утверждения относительно членов группы Б, а следовательно и их неэтичные поступки, встречались
реже, их совпадения (например, «Аллен, член группы Б, помял крыло припаркованного автомобиля и
покинул место происшествия») были необычными комбинациями, которые привлекали внимание
испытуемых. В результате они переоценивали частоту, с которой «меньшинство» (группа Б) совершало
неэтичные поступки, и вынесли о ней менее лестное суждение.
Вспомните, что на самом деле соотношение этичных и неэтичных поступков в обеих группах
было одинаковым. Более того, у студентов не было никакого предубеждения против группы Б, и они
получали информацию в более упорядоченном виде, чем это обычно происходит в повседневной жизни.
Хотя исследователи и не пришли к единому мнению относительно причины этого феномена, они
согласны с тем, что иллюзорные взаимосвязи действительно возникают и становятся еще одним
источником расовых предрассудков.
Средства массовой информации отражают и подпитывают этот феномен. Когда человек,
признающийся в том, что он гей, совершает убийство, в сообщениях об этом часто упоминается
гомосексуальность. Если же убийство совершает гетеросексуал, про его сексуальную ориентацию могут
вообще не вспомнить. Или такой пример: когда Марк Чапман убил Джона Леннона, а Джон Хинкли-
младший стрелял в президента Рейгана, то средства массовой информации вспомнили, что и тот и
другой в свое время лечились у психиатров, и внимание публики было направлено на их истории
болезни. И покушение на убийство, и госпитализация в связи с психиатрическим заболеванием
относительно нечастные явления, что делает их сочетание особенно заметным. Такой способ подачи
информации усиливает ложное впечатление о том, что существует тесная связь между склонностью к
насилию и гомосексуальностью или расстройством психики.
В отличие от участников эксперимента Гамильтона и Гиффорда мы зачастую бываем совсем не
беспристрастными. Как показали дальнейшие исследования Гамильтона, проведенные им совместно с
Терренс Роуз, существующие у нас стереотипные представления способны сделать так, что мы
«увидим» взаимосвязи там, где их вовсе нет (Hamilton & Rose, 1980). Участники их экспериментов,
студенты
Университета Санта-Барбары (штат Калифорния), читали предложения, где различные
прилагательные использовались для описания представителей разных профессий («Дуг, бухгалтер,
робкий и задумчивый»). В действительности все профессии были описаны одними и теми же
прилагательными одинаковое количество раз: бухгалтеры, врачи и продавцы «побывали» робкими,
состоятельными и разговорчивыми. Тем не менее студенты думали,
что чаще читали про робких
бухгалтеров, состоятельных врачей и разговорчивых продавцов. Свойственные им стереотипные
представления привели к восприятию отсутствующих корреляций, что в свою очередь закрепило
стереотипы. Верить значит видеть.
Атрибуция: справедливо ли устроен этот мир?
|