чернокожее население (без предоставления ему права голоса) и отменить ненавистные всем законы о
передвижении, с помощью которых контролировались перемещения
чернокожих. Речь не о том, что
люди сознательно планировали использовать агрессию как средство достижения своих целей, а о том,
что иногда агрессия приносит свои плоды. А если и не приносит, то, как минимум, привлекает
внимание к тем, кто ее проявляет.
{Агрессия может восприниматься как инструмент достижения какой-либо цели. Именно
так и воспринимает ее этот палестинец, представленный на видеопленке вместе с израильским
солдатом-заложником Нахсоном Ваксманом, который позднее был убит}
То же самое можно сказать и о террористических актах, когда люди, лишенные какой бы то ни
было власти, оказываются в центре всеобщего внимания. «Убьешь одного запугаешь десять тысяч»
говорит старинная китайская пословица. В наши дни, когда страны и континенты теснейшим
образом связаны между собой, убийство одного человека способно напугать десятки миллионов.
Именно это и произошло после того, как в Лондоне взорвались бомбы, подложенные бойцами
Ирландской республиканской армии, и после взрыва в 1995 г. здания федерального назначения в
Оклахома-Сити, который привлек к себе внимание всей Америки. А смерть в течение 1985 г. от рук
террористов 25 американцев напугала путешественников больше, чем гибель в автомобильных авариях
46 000 наших сограждан. По мнению Джеффри Рубина, терроризм, безусловно, пойдет на убыль, если
лишить его того, что Маргарет Тэтчер назвала «кислородом гласности» (Rubin, 1986). Вспоминается
один эпизод, имевший место в 1970-х гг.: обнаженные зрители «сновали» по футбольному полю всего
несколько секунд, зная, что телекамерам и этого времени достаточно. Как только средства массовой
информации решают игнорировать те или иные инциденты, явление как таковое идет на спад.
Научение посредством наблюдения
Создателем одной из теорий агрессии, известной как теория социального научения,
является
Альберт Бандура (Bandura, 1997). По мнению автора, мы усваиваем навыки агрессивного поведения, не
только убеждаясь на собственном опыте в том, что оно может приносить полезные плоды, но и
наблюдая за другими. Агрессию мы усваиваем так же, как и многие другие социальные навыки:
наблюдаем за поведением окружающих и отмечаем его последствия.
Представьте себе этот эпизод из одного из экспериментов Бандуры (Bandura et al., 1961). Место
действия одно из дошкольных учреждений Стэнфорда. Ребенок увлеченно рисует. В другом конце
комнаты находится взрослая женщина, там же деревянный конструктор, деревянный молоток и
большая надувная кукла. Повозившись в течение одной минуты на полу с конструктором, женщина
поднимается и в течение почти 10 минут колошматит надувную куклу: колотит ее молотком, пинает
ногами, швыряет, не переставая кричать: «Дай ему в нос!.. Врежь ему!.. Пни его!»
Затем ребенок, видевший эту вспышку ярости, переходит в другую комнату, в которой много
очень привлекательных игрушек. Однако спустя пару минут женщина (она же экспериментатор)
отрывает его от игры, говоря, что это ее лучшие игрушки, которые она «должна поберечь для других
детей». Фрустрированный ребенок переходит в третью комнату, в которой много игрушек для
агрессивных и неагрессивных игр, в том числе кукла «бобо» и деревянный молоток.
Дети, не видевшие агрессивного поведения экспериментатора, редко играли или разговаривали
агрессивно. Они играли спокойно, хотя и испытывали фрустрацию. Те же из них, кому довелось быть
свидетелями агрессивных проявлений экспериментатора, чаще брали в руки молоток, чтобы ударить им
куклу. Наблюдение за агрессивными действиями взрослого снизило их торможение. Более того, дети
нередко повторяли и действия экспериментатора, и ее слова. Наблюдение за агрессивным поведением
взрослого человека не только снизило их торможение, но и научило их проявлению агрессии.
По мнению Бандуры, семья, субкультура и средства массовой информации ежедневно
преподают нам уроки агрессивности (Bandura, 1979).
Семья. В семьях, где практикуется рукоприкладство как способ наказания, вырастают дети,
склонные к агрессивным действиям в отношении окружающих. Чтобы призвать их к порядку, родители
нередко прибегают к окрикам, шлепкам и подзатыльникам, демонстрируя тем самым, что агрессия
может быть способом решения проблем (Patterson et al., 1982). Чаще всего такие родители выходцы
из семей, в которых не брезговали физическими наказаниями (Bandura & Walters, 1959; Straus & Gelles,
1980). Хотя большинство людей, с которыми жестоко обращались в детстве, и
не преступники, и
хорошие родители, 30% из них все-таки переносят известные им по собственному опыту «методы
воспитания» на своих детей и наказывают их в 4 раза чаще, чем в среднем по стране (Kaufman & Zigler,
|