1987; Widon, 1989). В семьях насилие нередко порождает насилие.
Влияние семьи также проявляется в более высоком уровне насилия в тех культурах и семьях, где
дети растут практически без отцов (Triandis, 1994). По данным Бюро судебной статистики США, 70%
задержанных полицией подростков, принадлежащих к национальным меньшинствам, воспитывались в
неполных семьях (Beck et al., 1988). Вероятность того, что дети из неполных семей в будущем станут
жертвами жестокого обращения, не закончат школу, начнут убегать из дома, обзаведутся в очень юном
возрасте внебрачными детьми и совершат тяжкие преступления, в 7 раз выше к такому выводу
пришел Дэвид Ликкен, обработав эту статистическую информацию (Lykken, 2000). Полные семьи
отличаются от неполных не только тем, что детям уделяется больше внимания, а отцы оказывают
позитивное влияние на их дисциплину, но и более высоким уровнем благосостояния и образования и
более оседлым образом жизни. Отсутствие одного родителя (как правило, отца) положительно
коррелирует с таким параметром, как уровень насилия, и эта зависимость прослеживается во всех
неполных семьях, независимо от их финансового положения, образовательного уровня,
местожительства и расовой принадлежности (Staub, 1996; Zill, 1988). По данным одного исследования,
проведенного в Великобритании, авторы которого наблюдали за 10 000 людей с момента рождения и до
33 лет, вероятность проблемного поведения детей возрастала, если родители разводились (Cherlin et al.,
1998).
Эта взаимозависимость сохраняется и с течением времени. В 1960 г. в США без отцов жили
менее 10% детей, и за преступления с применением насилия было арестовано только 16 000 подростков.
В 1995 г. в неполных семьях жили уже 30% детей, и за аналогичные преступления полиция задержала
уже 100 000 подростков. Речь вовсе не о том, что результатом безотцовщины всегда становятся
правонарушения и преступления (воспитанные заботливыми матерями и другими родственниками
большинство подобных детей вырастают законопослушными детьми). Однако риск того, что это может
произойти, возрастает. Иными словами, семейная ситуация имеет значение.
Субкультура. Социальная среда вне дома тоже является источником примеров для подражания.
Там, где идеалом мужчины является мачо (по-испански «macho» настоящий мужчина, самец),
агрессивный стиль поведения переходит от отцов к сыновьям (Cartwright, 1975; Short, 1969). Так,
основанная на насилии субкультура подростковых банд дает их младшим членам немало примеров
агрессивного поведения. На таких спортивных мероприятиях, как футбольные матчи, наиболее
серьезные инциденты с участием агрессивно настроенных фанатов возникают как ответная реакция на
жесткую игру их участников (Goldstein, 1982).
Влияние субкультуры изучали Ричард Нисбетт (Nisbett, 1990, 1993) и Дов Коэн (Cohen, 1996;
1998). Они считают, что в США представлены разные субкультуры: рассудительные и склонные к
сотрудничеству белые люди, поселившиеся в Новой Англии и в центральных регионах
североамериканского континента, создали собственную субкультуру, отличную от той, которая
возникла на Юге, заселенном преимущественно хвастливыми и кичливыми потомками шотландцев и
ирландцев. Первые были ремесленниками и фермерами, вторые агрессивными охотниками и
пастухами. До сих пор уровень «белой» преступности больше в тех американских городах и регионах,
где живут потомки южан. Так, в Техасе, населенном выходцами с верхнего Юга, белыми совершается в
4 раза больше убийств, чем в штате Небраска, где живут потомки выходцев с Востока, Среднего Запада
и из Европы. Даже в более бедных, чем техасские, городах Небраски уровень «белой» преступности
ниже, чем в Техасе.
Южане склонны защищать вовсе не любое насилие, а лишь только то, которое защищает
собственность и честь и является средством наказания (Nisbett & Cohen, 1996). «Любой человек имеет
право убить, чтобы защитить свой дом», с этим утверждением согласны 36% белых мужчин-южан и
18% белых мужчин из других регионов. По сравнению с сельскими жителями Среднего Запада среди
мужчин-южан в 2 раза больше тех, кто в целях
самообороны держит дома огнестрельное оружие.
Южане более активно поддерживают войны и положительно относятся к такому наказанию, как порка
(примеру насилия в социальных отношениях).
Люди приобретают навыки агрессивных реакций как на собственном опыте, так и наблюдая за
поведением окружающих. Но в каких случаях эти навыки будут использованы? Бандура утверждает,
что агрессивные действия могут быть спровоцированы различными аверсивными обстоятельствами:
фрустрацией, болью, оскорблениями (Bandura, 1979) (рис. 10.4). Аверсивный опыт вызывает у нас
эмоциональное возбуждение. Однако будем ли мы проявлять агрессию, зависит
от того, каких
возможных последствий мы ожидаем. Агрессивные действия наиболее вероятны тогда, когда мы
возбуждены и нам кажется, что мы в безопасности и можем получить от них определенную выгоду.
|