Рис. 10.4. Агрессия как результат социального научения. Эмоциональное возбуждение,
порожденное аверсивным опытом, побуждает к агрессии. Но проявится ли она или наша реакция будет
иной, зависит от того, каких последствий агрессивного поведения мы благодаря своему
предыдущему опыту научились ожидать
Резюме
Агрессия проявляется в двух формах: в форме враждебной агрессии,
которая порождается
такими эмоциями, как гнев и намерение причинить вред, и в форме инструментальной агрессии,
являющейся лишь средством достижения какой-то иной цели.
Известны три общие теории агрессии. Теорию инстинктивной агрессии традиционно связывают
с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, которые считали, что агрессивная энергия
накапливается в человеке подобно тому, как вода накапливается в запруде. Хотя эта теория и не нашла
экспериментального подтверждения, агрессивность индивида, тем не менее, зависит от таких
биологических факторов, как наследственность, химический состав крови и строение мозга.
Согласно другой теории, гнев и враждебность есть следствия фрустрации. При наличии
возбудителей агрессии подобный гнев способен спровоцировать агрессивные действия. Фрустрация
является не следствием депривации как таковой, а следствием разрыва между ожиданиями и реальными
достижениями.
Согласно теории социального научения,
агрессивное поведение это результат научения. На
собственном опыте и наблюдая за успехами окружающих, мы порой убеждаемся в том, что агрессия
может приносить полезные плоды. Социальное научение агрессии происходит под влиянием семьи,
субкультуры и средств массовой информации.
Факторы, провоцирующие агрессию
При каких условиях мы ведем себя агрессивно? Факторами, провоцирующими нас на агрессивные
действия, являются аверсивные инциденты: болевые ощущения, чрезмерная жара, нападение или
скученность.
Аверсивные инциденты
К числу факторов, «запускающих механизм агрессии», нередко относят, помимо фрустрации,
еще и такие аверсивные инциденты, как болевые ощущения, чрезмерная жара, нападение или
скученность.
Боль
Исследователь Натан Эзрин решил выяснить, как повлияет прекращение подачи электрического
тока к решетке, на которой находились две крысы, на их поведение в отношении друг друга. Он
планировал включить ток, а затем, когда крысы приблизятся друг к другу, выключить его, убрав тем
|