женщин более зрелого возраста (просто потому, что дольше живут на свете, и у них было больше
«шансов» повстречаться с насильником). Но если количество изнасилований подскочило недавно, то
среди признавших факт сексуального насилия в отношении себя должно быть больше молодых женщин
(потому что с более зрелыми женщинами это если и могло произойти, то 10 или 20 лет тому назад,
когда изнасилования еще не были такими распространенными
преступлениями). Проводившие NCVS
столкнулись именно с этим: среди сообщивших об изнасиловании было больше молодых женщин
(Sorenson et al., 1987). Если справедливо утверждение, что женщина, доживи она до глубокой старости,
вряд ли забудет о том, что когда-то была изнасилована, то результаты NCVS позволяют предположить,
что количество изнасилований на самом деле возросло (хотя, возможно, и не столь существенно, как
следует из отчета ФБР).
Мораль: истина ускользает от нас. И потому нередко на такие простые вопросы, как
«Увеличивается ли число изнасилований?», нельзя ответить однозначно. Разные методы порой дают
разные ответы. Глядя на реальность с разных позиций, мы замечаем ее разные аспекты. Подходя к
одному и тому же вопросу с разных сторон, мы уменьшаем вероятность ошибки и формируем более
правильное, но отнюдь не совершенное, представление об истине.
---
Можно ли назвать эту мечту наивной? Мы ведь знаем, что без запрета на продажу сигарет число
курильщиков уменьшилось с 43% в 1972 г. до 27% в 1994 г. (Gallup, 1994). Без всякой антирасистской
цензуры из средств массовой информации практически исчез когда-то весьма популярный образ
афроамериканца инфантильного, суеверного фигляра. По мере того как изменялось общественное
сознание, сценаристы, продюсеры и менеджеры
средств массовой информации вынуждены были
отказаться от эксплуатации таких образов представителей меньшинств. В последующие годы они
решили, что употребление наркотиков отнюдь не символ роскошной жизни, в чем убеждали многие
фильмы и песни, созданные в 1960-е и 1970-е гг., а источник опасности, и количество
старшеклассников, употреблявших марихуану, уменьшилось с 37% в 1979 г.
до
12% в 1992 г.; затем,
когда голос «антинаркотической» культуры стал звучать тише, а некоторые фильмы и песни вновь
начали пропагандировать наркотики, эта цифра возросла и в 1996 г. составила 23% (Johnston et al.,
1996). Будет ли у нас когда-нибудь возможность с удивлением вспоминать, что было время, когда
фильмы развлекали зрителей сценами эксплуатации, резни и сексуального насилия?
Влияние средств массовой информации: телевидение
Мы уже знаем, что примеры агрессивных поступков окружающих способствуют высвобождению
агрессивной энергии детей и учат их новым способам выражения агрессии. Известно нам и то, что
после просмотра сцен сексуального насилия многие обозленные мужчины способны на более жестокие
поступки по отношению к женщинам. Оказывает ли телевидение аналогичное влияние?
Рассмотрим некоторые данные, относящиеся к телевидению и к тем, кто его смотрит. В 1945 г.,
проводя очередной опрос, Институт Гэллапа спрашивал у американцев: «Знаете ли вы, что такое
телевидение?» (Gallup, 1972, р. 551). Сегодня в Америке, как и в большинстве развитых стран, 98%
семей имеют телевизор, что превышает количество семей, имеющих ванну или телефон. Две трети
семей имеют по три и больше телеприемника, что объясняет минимальную корреляцию между
ответами родителей на вопрос о том, что смотрят их дети, и ответами самих детей на вопрос о том, что
они смотрят (Donnerstein, 1998). Учитывая, что такие каналы, как MTV и CNN, вещают на весь мир, а у
канала Baywatch миллиард зрителей в 144 странах, можно говорить о том, что телевидение создает
глобальную поп-культуру (Stern, 1999).
<Наша цель поднять уровень осознания общественностью связи между насилием в
отношении женщин и порнографией хотя бы до уровня осознания связи между расизмом и литературой
ку-клукс-клана. Глория Стейнем, 1988>
В среднестатистической семье телевизор работает 7 часов в день, и каждый член семьи тратит на
просмотр телепередач примерно 4 часа. Женщины проводят у телевизора больше времени, чем
мужчины, представители национальных меньшинств больше, чем белые, дошкольники и пенсионеры
больше, чем учащиеся и работающие люди, а менее образованные больше, чем те, у кого
образовательный уровень выше (Comstock & Scharer, 1999). В качестве телезрителей европейцы,
австралийцы и японцы мало чем отличаются от американцев (Murray & Kippax, 1979).
И какие же образцы социального поведения демонстрирует телевидение своим зрителям в
|