потому что молчаливая угрюмость неэффективна, ибо она позволяет нам в мыслях продолжать
неприятный для нас разговор и возвращаться к своим обидам. К счастью, существуют неагрессивные
способы выражения наших чувств и информирования окружающих о том, как влияет на нас их
поведение. Представители разных культур имеют возможность так выражать свое неудовольствие, что
акцент приходится не на порицание окружающих за их действие, а на отношение к ним самого
говорящего: «Я сержусь» или «Меня раздражает, что ты оставляешь грязную посуду». Такой способ
информирования о собственных чувствах лучше, потому что он позволяет тому, кому адресовано
сообщение, позитивно отреагировать на него (Kubany et al., 1995). Настаивать на своем можно и не
прибегая к агрессии.
Подход, основанный на социальном научении
Если агрессивное поведение результат научения, значит, есть надежда на то, что его можно
контролировать. Давайте, не вдаваясь в подробности, рассмотрим факторы, влияющие на агрессию, и
подумаем о том, можно ли их нейтрализовать.
Такие аверсивные переживания, как фрустрация вследствие неоправдавшихся ожиданий и
личные оскорбления словом или действием, создают предрасположенность к враждебной агрессии.
Следовательно, мудро поступает тот, кто воздерживается от внушения людям таких ожиданий, которые,
скорее всего, никогда не реализуются. На инструментальную агрессию влияют ожидания определенных
вознаграждений и выгод. А это значит, что следует вознаграждать неагрессивное поведение и
сотрудничество. В лабораторных условиях дети тогда начинают вести себя менее агрессивно, когда
наблюдавшие за ними взрослые игнорировали агрессивные и подкрепляли неагрессивные поступки
(Hamblin et al., 1969). Наказание агрессоров в большинстве случаев менее эффективно. Угроза
наказания предотвращает агрессию только в идеальных условиях, когда наказание является сильным,
незамедлительным и соразмерным проступку, когда оно сочетается с вознаграждением за желательное
поведение и когда тот, кого наказывают, не злится (R. A. Baron, 1977). Если эти условия не соблюдены,
агрессия может проявиться. Это наглядно проявилось в 1969 г., когда полицейские Монреаля устроили
16-часовую забастовку, и в 1992 г., когда во время беспорядков в Лос-Анджелесе телекамеры,
установленные на борту вертолета, показали кварталы, покинутые полицейскими. В обоих случаях
бесчинства продолжались до тех пор, пока полиция не вернулась к исполнению своих обязанностей.
Однако эффективность наказания небеспредельна. В большинстве случаев агрессивные
действия, которые могут стоить жизни тому, против кого направлены, импульсивны, это так называемая
«горячая агрессия» результат ссоры, оскорбления или нападения. Следовательно, наш долг
предупредить агрессивные действия, предотвратить их. Необходимо учить людей неагрессивным
способам разрешения конфликтных ситуаций. Если бы «смертельная агрессия» была исключительно
спланированной и инструментальной, можно было бы надеяться на то, что мы избавим себя от
повторения подобных проявлений, сурово наказав совершившего ее преступника. Если бы это было так,
то в тех штатах, где существует смертная казнь, уровень преступности был бы ниже, чем в штатах, где
ее нет. Но в нашем мире «горячих» убийств это не так (Costanzo, 1998).
Родительские наказания тоже могут иметь негативные побочные эффекты. Наказание это
аверсивная стимуляция, оно моделирует именно то поведение, которое пытается предотвратить. Оно
также и принудительно по своей сути (вспомните, что мы редко соглашаемся с навязанными нам
действиями, даже если объективно они вполне оправданны). Именно поэтому агрессивные подростки и
родители, склонные к жестокому обращению с собственными детьми, так часто оказываются
выходцами из семей, в которых дисциплину поддерживали с помощью суровых физических наказаний.
Чтобы мир, в котором мы живем, стал добрее, с ранних лет нужно демонстрировать людям
образцы гуманного поведения и сотрудничества и вознаграждать за подобные проявления, а начать,
возможно, следует с того, чтобы научить родителей воспитывать дисциплинированность, не прибегая к
насилию. Специальные обучающие программы учат родителей подкреплять желательные поступки
детей и формулировать свои обращения к ним не в отрицательной, а в утвердительной форме (Чем
говорить: «Пока не уберешь свою комнату, ни о каких играх не может быть и речи», лучше сказать:
«Когда уберешь свою комнату, сможешь пойти играть»). Реализация одной такой «программы
замещения агрессии» снизила количество повторных арестов малолетних правонарушителей и членов
молодежных банд. Участников этой программы подростков и их родителей обучали навыкам
межличностного общения, методам контролирования гнева и одновременно стремились повысить
уровень их моральной аргументации (Goldstein & Glick, 1994).
|