1966). Однако это успокаивающее влияние мести проявлялось только в определенных условиях: когда
им предоставлялась возможность отомстить именно реальному провокатору, а не просто сорвать свою
злость на ком-либо. Более того, месть должна быть оправданной, а ее объект не таящим в себе
угрозы, чтобы отомстивший потом не мучился угрызениями совести и не волновался по поводу
возможных последствий.
<Тот, кто позволяет себе агрессивные жесты, усиливает свой гнев. Чарльз Дарвин,
Выражение
эмоций у человека и животных, 1872>
Приводят ли подобные «выбросы агрессии» к ее снижению в будущем? Согласно результатам
некоторых экспериментов нет; возможность освободиться от агрессивных эмоций приводила к еще
большей агрессивности. Эббе Эббесен и его коллеги опросили 100 инженеров и техников вскоре после
того, как их предупредили о предстоящем увольнении (Ebbesen et al., 1975). Некоторым из них были
заданы вопросы, предоставлявшие им возможность выразить негативное отношение к работодателю
или супервизорам, например такой: «Можете ли вы привести примеры, как вам кажется,
несправедливого отношения компании к вам?» В дальнейшем респонденты заполняли опросник,
предназначенный для оценки их отношения к компании и к супервизорам. Улучшилось ли оно
благодаря предоставленной им ранее возможности излить свои негативные чувства к ним? Ничего
подобного: их враждебность усилилась. Выраженная враждебность порождает еще большую
агрессивность.
Проблема крупным планом. Катарсис: взгляд клинического психолога
Джон Бредшоу в своем бестселлере «Возвращение в детство: как нам перевоспитать и победить
ребенка, который все еще живет в нас» детально описывает несколько своих воображаемых способов:
попросить у него прощения, расстаться с собственными родителями и найти себе других (как Иисус
Христос), устроить порку этому ребенку, написать рассказ о своем детстве. Все эти способы,
объединенные общим термином «катарсис», предполагают эмоциональную вовлеченность в
травматичные события, имевшие место в прошлом. Катарсис сильное переживание, и наблюдающий
за ним способен пережить потрясение. Слезы, гнев, обращенный на давно умерших родителей,
утешение того травмированного маленького мальчика, которым ты когда-то был, все это волнует. И
нужно быть каменным изваянием, чтобы не растрогаться до слез. Потом в течение многих часов ты
чувствуешь очищение и покой, возможно, впервые за много лет. Пробуждение возвращает к
реальности, и все начинается сначала, и маячат новые расставания с детством.
Как терапевтический метод катарсис использовался более 100 лет. Когда-то он был основой
психоаналитического лечения, но это время прошло. Его основное достоинство приятные
воспоминания о нем. Его основной недостаток
отсутствие доказательств того, что он «работает».
Когда вы пытаетесь оценить, насколько он нравится людям, вы слышите очень высокие оценки. Но
когда вы пытаетесь понять, изменилось ли что-нибудь, оказывается, что катарсис пустое дело.
(Источник: Martin E. P. Seligman. What You Can Change and What You Can't: The Complete Guide
to Successful Self-improvement, Alfred A. Knopf, 1994, p. 238-239.)
---
<В США массовые волнения 1967 и 1968 гг. произошли в тот самый момент, когда стал
очевидным разрыв между растущими ожиданиями и возрастающими, но неадекватными расходами
богатого общества на социальные нужды. Джесси Джексон, 1981>
Нечто подобное вам уже приходилось слышать, не так ли? Вспомните главу 4: проявления
жестокости формируют установки на жестокость. Более того, как нам известно из анализа
экспериментов Стэнли Милгрэма, в которых он изучал подчинение, незначительные проявления
агрессивности способны порождать самооправдание. Люди умаляют достоинства своих жертв,
оправдывая тем самым дальнейшие агрессивные действия в отношении них. Даже если иногда месть (на
какое-то короткое время) и снимает напряжение, в конечном счете она «повышает порог
дозволенности». Даже когда люди, которых провоцируют на агрессию, в ярости молотят боксерскую
грушу, полагая,
что наступит катарсис, реальный результат диаметрально противоположен
ожидаемому: их агрессивность возрастает (Bushman et al., 1999, 2000). «На память приходит старый
анекдот, пишет Бушман (Bushman, 1999). Как вам удалось попасть на сцену Карнеги Холла?
Практика, практика, практика.
Как вас угораздило стать таким злюкой? Ответ точно такой же:
Практика, практика, практика».
Значит ли это, что мы должны копить гнев и подавлять вспышки агрессивности? Вряд ли,
|