как правило, начинают испытывать ответную симпатию (Berscheid & Walster, 1978).
(
Не думаю, Дэвид, что договариваясь
не во всем соглашаться друг с другом, мы создаем
хорошую основу для брака!)
Задумайтесь над таким фактом: студенты, участники экспериментов Эллен Бершайд и ее коллег,
больше симпатизировали тем, кто давал восемь положительных отзывов о них, чем тем, кто давал семь
положительных отзывов и один критический (Berscheid et al., 1969). Мы очень чувствительны к
малейшим намекам на критику. Слова писателя Ларри Л. Кинга прекрасно выражают это чувство,
известное многим из нас: «С годами я убедился в том, что как это ни странно, но критический отзыв
огорчает писателя гораздо больше, чем радует хвалебный». Независимо от того, судим ли мы о самих
себе или об окружающих, негативная информация оказывается более значимой, ибо, будучи менее
обычной, она привлекает к себе больше внимания (Yzerbyt & Leyens, 1991). Результаты голосования на
президентских выборах зависят не столько от того, как повлияли на избирателей достоинства
кандидатов, сколько от того, как повлияли их недостатки (Klein, 1991), феномен, который не
ускользнул от внимания политологов, разрабатывающих «грязные» предвыборные технологии. По
мнению Роя Баумейстера и его коллег, общее правило, распространяющееся на все стороны жизни,
заключается в том, что плохое сильнее хорошего (Baumeister, 2000) (см. «Проблема крупным планом»).
<Если после концерта 60 000 слушателей скажут мне, что получили удовольствие, а потом кто-то
один скажет, что это сплошное надувательство, я запомню именно эти слова. Музыкант Дэйв Мэттьюз,
2000>
То, что нам нравятся те, кого мы воспринимаем как людей, симпатизирующих нам, известно
давно. Это открытие социальных психологов предвидели многие от древнего философа Гекатона
(«Если хочешь быть любимым, люби сам») до Ральфа Уолдо Эмерсона («Единственный способ
приобрести друга научиться дружить») и Дэйла Карнеги («Будьте щедрыми на похвалу»). Однако
они предвидели не все: никто из них не конкретизировал условий, при которых «работают» эти
рекомендации.
Атрибуция
Итак, мы уже поняли, что лесть может кое-что дать нам. Но не все. Если нам доподлинно
известно, что похвала не заслужена нами (например, кто-то говорит, что у нас потрясающая прическа, а
мы точно знаем, что уже несколько дней не мыли голову), мы можем утратить уважение к человеку,
способному на столь откровенную лесть, и задуматься о том, не продиктованы ли его слова какими-
нибудь корыстными соображениями (Shrauger, 1975). Именно поэтому критика нередко кажется нам
более искренней, чем похвала (Coleman et al., 1987).
Лабораторные эксперименты выявили отдельные из тех закономерностей, о которых уже было
сказано в предыдущих главах, например то, что наши реакции зависят от атрибуции. Приписываем ли
мы лесть желанию льстеца получить от нее какую-либо выгоду для себя? Кажется ли нам, что он хочет
уговорить нас купить что-либо, вступить с ним в сексуальные отношения или оказать ему какую-либо
услугу? Если да, то и сам льстец, и его слова теряют свою привлекательность (Gordon, 1996; Jones,
1964). Но если нет очевидных побудительных причин, мы благосклонно принимаем как самого
человека, так и его похвалу.
Имеет значение также и то, как мы объясняем свои собственные действия. Клайв Селигман,
Расселл Фазио и Марк Занна за деньги просили студентов и студенток, у которых были постоянные
партнеры и партнерши, ответить на вопрос «Почему я встречаюсь с...», указав семь внутренних причин,
|