побуждающих их к этому. Например, «Я встречаюсь с... потому что мы всегда хорошо проводим время»
или «...потому что у нас много общих интересов» (Seligman, Fazio & Zanna, 1980). Других студентов и
студенток исследователи просили перечислить семь внешних причин, например, «с тех пор, как мы
стали встречаться, мнение моих друзей обо мне изменилось в лучшую сторону» или «потому что он
(она) знаком(а) со многими важными людьми». Когда участников этого опроса впоследствии попросили
оценить свои чувства к партнерше (партнеру) по Шкале любви, то более равнодушными оказались те,
кто поддерживал отношения, руководствуясь внешними причинами; они также считали свой брак с
этим человеком менее желательным, чем те, кто отдавал себе отчет в существовании внутренних
мотивов. (Памятуя об этической стороне проблемы, исследователи после окончания эксперимента
опросили всех испытуемых и убедились в том, что участие в нем не испортило их отношений.)
Самооценка и привлекательность
Элайн Хатфилд предположила: возможно, чье-либо одобрение будет особенно приятным нам,
если перед этим нас долго никто не хвалил (Walster, 1965). (По аналогии с удовольствием, которое
приносит еда после поста.) Чтобы проверить свою гипотезу, она познакомила нескольких студенток
Стэнфордского университета с очень лестными и с очень нелестными результатами оценки их
личностных качеств; разумеется, первые были обрадованы, а вторые травмированы. Затем она
попросила и тех и других оценить нескольких человек, в том числе и привлекательного внешне
мужчину (помощника экспериментатора), который до начала эксперимента успел мило побеседовать с
каждой из женщин и попросить каждую из них о свидании. (Ни одна из них не отвергла его
предложения.) Как вы думаете, кому из женщин он понравился больше всего? Тем, самооценки которых
были временно «сбиты» и которые, как и предполагала исследовательница, «позарез» нуждались в
социальном одобрении. Это позволяет объяснить, почему люди иногда страстно и скоропалительно
влюбляются после того, как их отвергли, нанеся ощутимый удар по их самолюбию. К несчастью,
однако, индивиды с низкой самооценкой склонны недооценивать и то мнение, которое складывается о
них у их партнеров, и платить им «той же монетой»: они относятся к своим партнерам менее
великодушно, чем те заслуживают, отчего оба не так счастливы, как могли бы быть (Murray et al., 2000).
Цените себя, это поможет вам обрести большую уверенность в том, что супруг (супруга) или
возлюбленный (возлюбленная) ценят вас.
Проблема крупным планом. Плохое сильнее хорошего
Мы уже знаем, что сходство установок не так сильно влияет на взаимное притяжение людей, как
несходство на их отчуждение друг от друга. То же самое можно сказать и про критику: она
привлекает большее внимание и сильнее влияет на наши эмоции, нежели похвала. По мнению Роя
Баумейстера, Эллен Братславски и Кэтрин Финкенауэр, это всего лишь верхушка айсберга: «В реальной
жизни все плохие события имеют более серьезные и продолжительные последствия, чем сравнимые с
ними по силе хорошие события» (Baumeister, Bratslavsky & Finkenauer, 2000). Судите сами.
Вред, причиняемый отношениям деструктивными действиями, ощутимее пользы, которую
приносят им позитивные действия. (Грубые слова помнятся дольше, чем ласковые.)
Плохое настроение оказывает на наше мышление и на нашу память более сильное влияние,
чем хорошее. (Вопреки присущему нам природному оптимизму, мы чаще думаем
о том тяжелом с
точки зрения эмоций, что было в прошлом, чем о хорошем.)
В нашем словаре больше слов, описывающих негативные эмоции, чем тех, что описывают
позитивные чувства, а люди, которых просят привести примеры таких слов, чаще вспоминают первые.
(Грусть, гнев, страх вот три слова, которые звучат чаще других.)
Из ряда вон выходящие негативные события (травмы) имеют более продолжительный эффект,
чем единичные очень радостные события. (Единичный случай изнасилования причиняет такой вред,
загладить который не могут даже самые сильные романтические переживания. Факт смерти дает более
мощный толчок к размышлениям о смысле жизни, чем факт рождения.)
Плохие житейские события привлекают больше внимания и вызывают больше размышлений,
чем столь же рутинные, но хорошие. (Люди меньше радуются, заработав деньги, чем огорчаются, когда
теряют их.)
Очень плохая обстановка в семье сильнее сказывается на природном интеллекте детей, чем
очень хорошая. (Вред, который плохие родители способны причинить своему одаренному от природы
ребенку, легко может сделать его менее талантливым; хорошим же родителям надо немало потрудиться
|