реальные девчонки даже разговаривать со мной не желают!)
Контраргумент.
Да, Интернет позволяет людям быть самими собой, но он также дает им и
возможность прикинуться тем, кем они не являются, иногда ради сексуальной эксплуатации. А что
касается виртуальной порнографии, так она, как и любая иная порнография, скорее всего, искажает
представления людей о сексуальной реальности, делает их реальных партнеров менее
привлекательными для них, подталкивает мужчин к тому, чтобы воспринимать женщин исключительно
как сексуальные объекты, прививает своим потребителям терпимое отношение к сексуальному
насилию, предлагает готовые «ментальные сценарии» поведения в сексуальных ситуациях, усиливает
возбуждение и подталкивает к подражанию примерам сексуального поведения, в основе которого лежит
не любовь, а физиология.
Последний контраргумент, приводимый Робертом Путнэмом (Putnam, 2000), заключается в
следующем. Социальные выгоды от телекоммуникационных систем ограничены вследствие
существования двух других реальностей:
«цифровое делительное устройство» подчеркивает в мировом масштабе социальное и
образовательное неравенство между теми, кто имеет и не имеет его. И в то время как
«кибербалканизация» делает Интернет доступным обладателям BMW 2002, она, как уже отмечалось в
главе 8, также позволяет сторонникам идеи о превосходстве белой расы находить и поддерживать своих
единомышленников. «Лекарством от первой реальности» может быть снижение цен и расширение сети
общедоступных пунктов выхода в Интернет. Вторая это суть Интернета, его неотъемлемая
особенность.
Путнэм считает, что в ходе продолжающейся дискуссии о социальных последствиях Интернета в
конце концов «самым важным вопросом станет не вопрос о том, что Интернет может дать нам, а о том,
что мы можем сделать для него... Как мы сможем использовать эту многообещающую технологию для
укрепления социальных связей? Что нужно сделать для ее усовершенствования, чтобы усилить
социальное присутствие, социальную обратную связь и ее общую социальную направленность? Как мы
можем использовать преимущества быстрого и дешевого средства коммуникации для укрепления
связей внутри наших реальных сообществ, связей, которые сегодня распадаются?» (Putnam, 2000, р.
180).
---
Королевская семья Великобритании не понаслышке знакома со всеми проблемами современных
браков. Браки принцессы Маргарет, принцессы Анны, принца
Чарльза и принца Эндрю, казавшиеся
окружающим сказочными, рухнули, и улыбки сменились холодными взглядами. В 1986 г., вскоре после
того, как она стала женой принца Эндрю, Сара Фергюсон захлебывалась от восторга: «Я обожаю его
остроумие, его шарм, его внешность. Я боготворю его!» Эндрю не отставал от жены: «Она лучшее,
что есть в моей жизни». Спустя 6 лет, после того как он сказал, что все ее друзья «обыватели», а Сара
назвала поведение мужа «хамским», супруги решили, что они квиты (Time, 1992).
Кто разводится?
Ежегодное количество разводов в разных странах разное и изменяется в широких пределах от
0,01% населения в Боливии, на Филиппинах и в Испании до 4,7% в США, наиболее предрасположенной
к разводам стране мира. Чтобы предсказать уровень разводов в той или культуре, полезно знать ее
нравственные ценности (Triandis, 1994). В индивидуалистических культурах (где любовь прежде
всего чувство и люди прислушиваются к голосу собственного сердца) разводов больше, чем в
коллективистских культурах, где любовь неотделима от обязательств и где принято задавать себе
вопрос: «А что скажут люди?» Индивидуалисты женятся на такой срок, на какой им хватит взаимной
любви, а коллективисты гораздо чаще на всю жизнь. Индивидуалисты ждут от брака сильных
эмоций и связывают с ним реализацию собственных планов, что тяжким грузом ложится на отношения
(Dion & Dion, 1993). «Сохранение романтических отношений» является важным условием хорошего
брака для 78% опрошенных американок и для 29% японок (American Enterprise, 1992).
<По многим признакам страстная любовь вполне может быть приравнена к измененному
состоянию сознания... Сегодня во многих штатах существуют законы, запрещающие вступать в брак
людям, находящимся в одурманенном состоянии. Но страстная любовь и есть своего рода дурман. Рой
Баумейстер, Смысл жизни, 1991>
|