Navigation bar
  Print document Start Previous page
 395 of 569 
Next page End  

духовного родства, социальной и сексуальной близости, справедливого и равноценного обмена
эмоциональными и материальными ресурсами — можно поспорить с французской поговоркой «Любовь
похищает время, а время похищает любовь». Но чтобы время не похитило любовь, нужны усилия. Они
нужны для того, чтобы не ворчать и не ссориться, а говорить о взаимных обидах, тревогах и мечтах.
Они нужны для того, чтобы превратить взаимоотношения в «бесклассовую утопию социального
равенства», в которой оба партнера не ведут подсчет взаимных услуг, вместе принимают решения и
вместе радуются жизни (Sarnoff & Sarnoff, 1989).
Тот, кто именно так «пестует» свои взаимоотношения, вправе рассчитывать на стабильную
удовлетворенность ими (Harvey & Omarzu, 1997). Аналогичное мнение высказывает и австралийский
психолог Патриция Ноллер: «Зрелая любовь... любовь, поддерживающая брак и семью и создающая
атмосферу, в которой каждый член семьи может расти как личность, зиждется на признании и принятии
индивидуальных отличий и слабостей, на признании того, что любовь включает внутреннюю
готовность любить другого человека и хранить эту любовь в течение многих лет, и, наконец, на
осознании того, что любовь — управляемое чувство, нуждающееся в том, чтобы любящие холили и
лелеяли его» (Noller, 1996).
К тем, кто готов взять на себя труд создания равноправных, близких отношений, являющихся
источником поддержки для обоих партнеров, может прийти ощущение безопасности и радость, которые
дает чувство стабильной привязанности, основанной на дружбе и любви.
«— Ты только тогда становишься Настоящим, — внушала Вельветовому Кролику мудрая старая
Кожаная Лошадь, — если кто-то долго-долго любит тебя. Не просто играет с тобой, а
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любит.
— А это больно? — спросил Кролик.
— Иногда, — ответила Кожаная Лошадь, потому что всегда говорила только правду. — Но если
ты Настоящий, ты готов стерпеть и боль.
— А как это происходит? Раз — и готово, словно тебя завели ключиком, или постепенно?
— Постепенно, — сказала Кожаная Лошадь. — Ты же становишься Настоящим. На это
требуется много времени. Поэтому-то это так редко происходит с теми, кто запросто ссорится,
несговорчив или требует к себе особого отношения. Обычно бывает так: к тому времени, когда ты
становишься Настоящим, у тебя уже потертая шерсть, вываливаются глаза, болтаются конечности, и
вообще у тебя очень жалкий вид. Но это не будет иметь ровным счетом никакого значения, потому что
тот, кто стал Настоящим, не может быть безобразным. Разве что в глазах тех, кто ничего не смыслит.»
Глава 12. Альтруизм: помощь другим
Чтобы помочь друг другу, люди совершают разные поступки, в том числе и такие, которые без
преувеличения могут быть названы геройскими.
Услышав, что к станции нью-йоркской подземки приближается поезд, Эверетт Сандерсон
спрыгнул на рельсы и бросился навстречу приближающемуся свету фар, чтобы спасти 4-летнюю
Мишель де Джезус, упавшую на рельсы. За три секунды до того, как девочка должна была погибнуть
под колесами, он схватил ее и кинул в толпу, стоявшую на платформе. Когда же он сам попытался
выбраться, у него ничего не вышло, но буквально в последнюю секунду очевидцам удалось затащить
его наверх (Young, 1977).
Осенней ночью 1997 г. 23-летний чернокожий американец Отис Гейтер, строительный
рабочий, увидел пламя, выбивавшееся из жилого фургона. Выбив дверь, он не только нашел и вытащил
на свежий воздух хозяина, 44-летнего белого американца Ларри Лероя Уиттена, но и вернул его к
жизни, сделав ему искусственное дыхание «рот в рот»; при этом парень не обратил никакого внимания
на развевавшийся над фургоном флаг Конфедерации. [Конфедерация (1861-1865 гг.) — союз 11 южных
рабовладельческих штатов США, развязавших Гражданскую войну. — Примеч. перев.] Хвалившим его
за героизм, проявленный по отношению к откровенному расисту, Гейтер сказал: «Я не заслуживаю этих
похвал. Любой человек сделал бы то же самое и для меня» (Time, 1997).
В Иерусалиме, на одном из холмов, есть Интернациональная Аллея Праведников, которую
образуют высаженные в одну линию деревья. Под каждым из них — табличка, на которой высечены
имена европейских христиан, спасших во время Холокоста хотя бы одного еврея. Эти «праведные
неиудеи» знали, что если тот, кого они прятали, будет обнаружен нацистской полицией, им придется
разделить его участь. Именно это и случилось со многими (Hellman, 1980; Wiesel, 1985). Но еще больше
Hosted by uCoz