только о самих себе.
«Верно, могут возразить мне некоторые читатели. И все же, разве не следует из теории
социального обмена, что оказание помощи никогда не бывает истинно альтруистическим актом и что
мы лишь называем его альтруистическим, поскольку выгоды от него не очевидны? Если мы помогаем
попавшей в беду женщине, чтобы заслужить социальное одобрение, избавиться от собственного чувства
тревоги и возможных угрызений совести или вырасти в собственных глазах, можно ли назвать такую
помощь альтруистической?» Этот аргумент реминисценция анализа альтруизма, выполненного Б. Ф.
Скиннером (В. F. Skinner, 1971). «Мы
чтим людей только за те их добрые дела, которые не можем
объяснить», сказал он. Мы приписываем причины их поступков внутренним диспозициям только
тогда, когда нам не хватает внешних. Если же внешние причины налицо, мы говорим о них, а не о
человеке.
Однако у теории социального обмена есть и слабая сторона. Она легко опускается до
«объяснения называнием». Если какая-то девушка в качество волонтера участвует в программе
подготовки воспитателей «Большая сестра», велик соблазн «объяснить» ее продиктованные
сочувствием действия тем, что они приносят ей удовлетворение. Но подобное «постфактумное»
обозначение вознаграждения создает порочный круг: «Почему она работает волонтером?» «Чтобы
получить внутреннее вознаграждение». «Откуда вы знаете, что дело именно во внутреннем
вознаграждении?» «А что еще могло бы подвигнуть ее на это?» По этой причине радея эгоизма, суть
которой заключается в том, что все поступки объясняются личными интересами того, кто их совершает,
и скомпрометировала себя в глазах исследователей. Конечная цель эгоиста улучшение собственного
положения, конечная цель альтруиста улучшение положения другого человека.
<Мужчины ценят только те добрые дела, которые приносят вознаграждение. Овидий,
Письма с
Понта>
Чтобы избежать подобного хождения по кругу, мы должны определять вознаграждения и
затраты независимо от альтруистического поведения. Если социальное одобрение стимулирует помощь,
мы должны получить экспериментальное подтверждение тому, что если за помощью следует
одобрение, помощь возрастает. И это так (Staub, 1978). Но это еще не все. Анализ затрат и
вознаграждений дает нам кое-что еще. Он позволяет предположить, что пассивные свидетели
преступлений или несчастных случаев вовсе не обязательно равнодушные люди. На самом деле они
могут быть искренне взволнованы происходящим, но осознание того, чем может обернуться их
вмешательство, парализует их волю.
Эмпатия как источник подлинного альтруизма
Верно ли, что единственная цель, которой руководствуются герои, спасающие людей,
безвестные доноры и волонтеры Корпуса мира
[Корпус мира организация, созданная в 1961 г. в
США и объединяющая квалифицированных учителей, строителей и других специалистов, работающих
на добровольных началах в развивающихся странах.
Примеч. перев.], бескорыстная забота о
других? Или они всегда стремятся к одному в той или иной форме удовлетворить собственные
потребности: получить вознаграждение, избежать наказания или чувства вины или избавиться от
душевного дискомфорта?
Иллюстрацией этой философской проблемы служит эпизод из жизни Авраама Линкольна. Во
время поездки в почтовой карете он обсуждал ее со своим попутчиком. Не успел Линкольн сказать, что
все добрые дела совершаются благодаря эгоизму, как заметил свинью, которая истошно визжала.
Оказалось, что тонули ее поросята, свалившиеся в пруд. Попросив кучера остановиться, Линкольн
выпрыгнул из кареты, бросился к пруду и вытащил поросят на сушу. Когда он вновь сел в карету, его
попутчик заметил: «Ну, Эйб, какое отношение эгоизм имеет к тому, что только что произошло?»
«Побойся Бога, Эд! Самое прямое! Я бы целый день места себе не находил, если бы бросил на произвол
судьбы это несчастное семейство! Неужели ты не понимаешь, что я сделал это только для того, чтобы
меня
не мучила совесть?» (Sharp, цит. по: Batson et al., 1986). До недавнего времени психологи были
согласны с Линкольном.
Однако психолог Дэниел Бэйтсон полагает, что наша готовность помогать другим есть следствие
обеих причин заботы о собственных интересах и альтруистических соображений (рис. 12.1) (Batson,
2001).
|