Navigation bar
  Print document Start Previous page
 415 of 569 
Next page End  

качества.
Чувство вины
Вся история человечества свидетельствует о том, что угрызения совести всегда были
чрезвычайно болезненной эмоцией, настолько болезненной, что разные культуры выработали
специальные способы избавления от нее: жертвоприношения (в жертву богам приносили и людей, и
животных), материальные пожертвования (зерно или деньги), наказание в виде длительного поста и
молитв (епитимья), исповедь, отречение. В Древнем Израиле грехи людей время от времени возлагали
на животное — «козла отпущения», которого изгоняли в пустыню, чтобы он унес с собой людскую
вину.
Чтобы изучить последствия чувства вины, социальные психологи вынуждали людей совершать
неблаговидные поступки: лгать, подвергать других электрошоку, опрокидывать стол с разложенными
на нем в алфавитном порядке карточками, ломать какую-либо машину, мошенничать. В дальнейшем
«грешнику» предоставлялось право «облегчить душу»: исповедаться, попросить прощения у того, кому
он причинил зло, или сделать доброе дело, способное компенсировать причиненный им вред.
Результаты не оставляют сомнений в том, что люди готовы буквально на все, лишь бы избавиться от
угрызений совести и восстановить свое доброе имя.
Представьте себе, что вы — студент Университета штата Миссисипи и участвуете в
эксперименте, который проводят Дэвид Мак-Миллен и Джеймс Остин (McMillen & Austin, 1971). И вы,
и другие участники пришли в лабораторию с намерением «выступить» как можно лучше. Вскоре
появляется помощник экспериментатора, представляется участником предыдущего эксперимента и
говорит, что пришел за забытой книгой. Попутно он рассказывает, что эксперимент предполагает
проведение теста на множественный выбор и что правильные ответы на большинство вопросов — это
ответы, помеченные буквой «В». После его ухода появляется экспериментатор и спрашивает у
собравшихся: «Участвовал ли кто-нибудь из вас в таком эксперименте раньше? А если нет, то,
возможно, вы что-нибудь слышали о нем?»
<Искренняя исповедь — благо для души. Старинная шотландская пословица>
Солжете ли вы? Поведение тех, кто прошел через этот эксперимент до вас, — а почти все они
немного покривили душой, — позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. После того как вы
прошли тестирование (результаты которого вам пока неизвестны), экспериментатор говорит вам: «Вы
свободны и можете идти. Но если вы никуда не торопитесь, я попросил бы вас помочь мне обсчитать
опросники». Как вы думаете, с большей ли готовностью вы откликнетесь на просьбу экспериментатора,
если вы солгали ему? Результаты экспериментов позволяют и на этот вопрос ответить утвердительно. В
среднем те, кому не пришлось лгать, смогли уделить экспериментатору не более 2 минут своего
времени. Солгавшие же изо всех сил старались вернуть себе самоуважение: в среднем они
пожертвовали 63 минуты собственного времени. Один из выводов, которые следуют из этого
эксперимента, прекрасно сформулировала 7-летняя девочка, участница одного из наших собственных
экспериментов, написавшая: «Не врите, иначе будете жить с чувством вины» (и испытывать
потребность освободиться от него).
Наше страстное желание творить добро после того, как был совершен неблаговидный поступок,
отражает как нашу потребность в уменьшении личного чувства вины и в восстановлении
пошатнувшегося самоуважения, так и наше стремление к позитивному публичному имиджу. Если
окружающим известно о наших «грехах», мы более склонны «замаливать их», совершая добрые дела
(Carlsmith & Gross, 1969). Деннис Риган и его помощники продемонстрировали это в одном из торговых
центров Нью-Йорка (Regan et al., 1972). Они убедили некоторых покупательниц в том, что те сломали
фотоаппарат. Спустя несколько минут появился человек (это также был помощник экспериментатора), в
руках он держал сумку с покупками, из которой капало что-то липкое. Он постарался столкнуться с
каждой из тех женщин, которых перед этим обвинили в порче фотоаппарата. О том, что у него капает из
сумки, его предупредили 15% тех, кого не обвиняли в поломке фотоаппарата, и 60% обвиненных в этом.
У последних не было никаких оснований для того, чтобы восстанавливать свою репутацию в глазах
этого человека. Оказывая ему помощь, они заглаживали собственную вину и возвращали себе
самоуважение. Другие способы уменьшения чувства вины, например исповедь, снижают потребность в
совершении добрых дел, которая является следствием осознания собственного проступка (Carlsmith et
al., 1968).
В общем и целом осознание чувства вины благотворно влияет на людей. Повинуясь этому
Hosted by uCoz