В значительно более многочисленных сообществах, например в любом городе, добровольное
самоограничение менее вероятно. Поскольку вред, причиняемый индивидом, распределяется между
многими, он может пренебречь значимостью своего личного поступка. Именно поэтому некоторые
политологи и социальные психологи утверждают, что там, где это возможно, большие сообщества
должны быть поделены на менее многочисленные по территориальному принципу (Edney, 1980). В
своей книге «Взаимная помощь», вышедшей в 1902 г., русский революционер Петр Кропоткин
нарисовал образ немногочисленных общин, которые он считал более приспособленными для принятия
решений во имя всеобщего блага, нежели центральное правительство, принимающее решения на основе
консенсуса (Gound, 1988).
Коммуникация. Чтобы не угодить в социальную ловушку, люди должны общаться. В
лабораторных условиях групповая коммуникация иногда превращается во взаимные угрозы и
оскорбления (Deutsch & Krauss, 1960). Однако значительно чаще она приводит к несравненно более
тесному сотрудничеству (Bornstein et al., 1988; 1989). В ходе обсуждения дилеммы выковывается
групповая идентификация, усиливающая заботу о благополучии группы. При этом также
вырабатываются групповые нормы и общие ожидания, а групповое давление заставляет членов группы
следовать им. В наибольшей степени благоприятствуют сотрудничеству те дискуссии, которые
проводятся не с помощью технических средств коммуникации, а лицом к лицу (Bouas & Komorita, 1996;
Drolet & Morris, 2000; Kerr et al., 1994; 1997; Pruitt, 1998).
To, что это действительно так, подтверждается результатами весьма остроумного эксперимента
Робина Доуза (Dawes, 1980, 1994). Представьте себе, что исследователь предлагает вам и каждому из
шести других незнакомых вам испытуемых получить по 6 долларов. Вы можете также отдать свои
деньги другим, зная, что экспериментатор при этом удвоит вашу долю, а каждому из 6 незнакомцев
даст по 2 доллара. Никто из них не узнает, отказались ли вы от своих 6 долларов или нет. Если вы все
семеро объединитесь и откажетесь от них, каждый из вас положит в карман по 12 долларов. Если вы
один откажетесь от этого предложения, а остальные согласятся с ним, вы получите 18 долларов. Если
вы согласитесь, а другие откажутся, вы не получите ничего. Понятно, что сотрудничество выгодно
всем, но оно сопряжено с самопожертвованием и риском. По данным Доуза, лишь 30% испытуемых
соглашаются, не дискутируя, на сотрудничество, а после дискуссии около 80%.
{Чтобы изменить поведение своих граждан, многие города изменили правила пользования
платными автомобильными дорогами. Такая организация движения, при которой на автострадах для
автомобилей с несколькими пассажирами выделена специальная скоростная полоса, а в определенное
время суток с них не взимают плату за проезд, делает выгодными коллективные поездки и
невыгодными индивидуальные. (Текст на плакате:
«Левый ряд. Только для автомобилей с 2 или
более пассажирами. Бесплатно: с 6 до 10 и с 15 до 19»)}
Открытая, честная и свободная дискуссия повышает также уровень доверия. Без коммуникации
те, кто не ожидает от других согласия на сотрудничество, тоже отказываются от него (Messe & Sivacek,
1979; Pruitt & Kimmel, 1977). Тот, кто не доверяет, попросту обязан отказываться от сотрудничества:
иначе ему не защитить себя от эксплуатации. А отсутствие сотрудничества, в свою очередь, приводит к
еще большему недоверию («Что мне остается? Мы живем по закону джунглей»). Результаты
лабораторных исследований свидетельствуют: коммуникация повышает уровень доверия и создает
условия для достижения договоренностей, которые приносят пользу всем договаривающимся сторонам.
Материальная заинтересованность. Когда экспериментаторы изменяют правила игры таким
образом, что сотрудничество становится экономически выгодным, популярность его возрастает
(Komorita & Barth, 1985; Pruitt & Rubin, 1986). Изменение «матрицы вознаграждений» способствует
решению реальных социальных дилемм. Во многих городах пробки на автострадах и повышенная
концентрация вредных примесей в воздухе являются следствием того, что многие граждане
предпочитают ездить на работу и с работы на автомобилях. Каждому известно, что один автомобиль не
может существенно повлиять на эту картину. Чтобы сделать коллективные поездки более
привлекательными с материальной точки зрения, сегодня многие города предоставляют автомобилям, в
которых едут не менее двух человек, определенные льготы в виде специальной скоростной полосы на
автостраде или уменьшения платы за проезд по ней.
Обращение к альтруистическим нормам. Из главы 12 нам известно, что люди становятся
менее эгоистичными, когда ощущают большую ответственность за других. Можно ли, исходя из этого,
предположить, что апелляция к альтруистическим мотивам подтолкнет людей к действиям во имя
общего блага?
Результаты исследований неоднозначны. С одной стороны, создается впечатление, что одно
|