лишь знание опасных последствий отказа от сотрудничества оказывает на него лишь незначительное
влияние. Участники лабораторных игр, понимая, что их эгоистичные действия губительны для всех, тем
не менее продолжают совершать их. За стенами лабораторий, в реальной жизни, предупреждения о
негативных последствиях расточительного отношения к природным ресурсам и призывы к их
сбережению оказались малоэффективными. Вскоре после своего избрания на пост президента США
Джимми Картер признал необходимым отнестись к энергетическому кризису как к «моральному
эквиваленту войны» и призвал нацию соблюдать режим экономии. Когда наступило лето, оказалось, что
американцы израсходовали столько бензина, сколько прежде никогда не потребляли. В начале
нынешнего века людям уже было известно о надвигающемся «парниковом эффекте», а количество
проданных неэкологичных спортивных автомобилей побило все рекорды. Подобно тому как установки
порой не могут повлиять на поведение, так и знание того, что хорошо, не всегда ведет к хорошим
поступкам.
И все-таки большинство людей придерживаются норм социальной ответственности, взаимности
и справедливости и выполняют свои обязательства перед обществом (Kerr, 1992). Проблема
заключается в том, чтобы побудить их действовать в соответствии с этими нормами. Один из
возможных способов ее решения создание ситуаций, предполагающих именно такие действия. Ли
Росс и Эндрю Уорд попросили воспитателей, работающих в общежитии Стэнфордского университета,
назвать студентов-мужчин, которые, по их мнению, наиболее и наименее склонны к сотрудничеству в
игре «Дилемма заключенного» (Ross & Ward, 1996). В действительности же оказалось, что обе группы в
равной мере склонны к сотрудничеству. Чрезвычайно сильное влияние на готовность к сотрудничеству
оказывало название игры: если исследователи называли ее «Уолл-стрит», сотрудничала одна треть
игроков, если же игра называлась «Общиной» желающих сотрудничать было уже две трети.
<В истории человеческих конфликтов еще не было ситуации, когда большинство было бы столь
многим обязано меньшинству. Сэр Уинстон Черчилль, Речь в Палате общин 20 августа 1940 г.>
Коммуникация тоже способствует «пробуждению к жизни» коллективистских норм. Когда
участникам лабораторных игр предоставлялась возможность подискутировать, они нередко взывали к
норме социальной ответственности: «Если ты подведешь нас, тебя до конца дней будет мучить совесть»
(Dawes et al., 1977). Заметив это, исследователи Робин Доуз и его коллеги перед началом «дилеммной»
игры прочитали испытуемым небольшую проповедь о преимуществах кооперации, об эксплуатации и
этике. Проповедь возымела свое действие: участники игры изъявили готовность пренебречь
сиюминутной личной выгодой ради общего блага. (Вспомните, что в главе 12 мы рассказали о том, как
активно участвуют в благотворительности в качестве добровольцев и щедрых жертвователей
люди, регулярно слушающие проповеди в церквах и в синагогах.)
Эффективны ли подобные призывы, если речь идет о крупномасштабных дилеммах? Джеффри
Скотт Мио и его коллеги выяснили, что посетители театра, прочитавшие о трагедии общинных
выгонов, мусорили меньше, чем посетители, которые прочитали об участии в выборах (Mio et al., 1993).
Более того, когда общественная польза от кооперации очевидна, апелляция к норме социальной
ответственности
приносит успех (Lynn & Oldenquist, 1986). Так, если люди убеждены, что
общественный транспорт экономит время, они более склонны пользоваться им, если убеждены и в том,
что отказ от личных автомобилей уменьшает содержание вредных выбросов в воздухе (Van Vugt et al.,
1996). Сторонники движения за гражданские права ради того, чтобы увеличить число участников
маршей, были готовы подвергнуть себя риску быть оскорбленными, избитыми или оказаться в тюрьме.
Во время войн люди идут на большие жертвы ради своих групп. По словам Уинстона Черчилля, во
время «Битвы за Англию» пилоты Королевских ВВС вели себя как настоящие альтруисты: народ в
неоплатном долгу перед теми, кто шел на бой, зная, что вероятность погибнуть весьма велика 70%
(Levinson, 1950).
Подводя итоги, можно сказать следующее: у нас есть возможность минимизировать
деструктивные последствия попадания в ловушки социальных дилемм. Для этого нужно соблюдать
определенные правила и нормы, регулирующее эгоистичное поведение: нужны немногочисленные
группы, предоставление людям возможности обсуждать социальные дилеммы, материальное
стимулирование сотрудничества и апелляция к альтруистическим нормам.
Конкуренция
Враждебность нередко возникает в случае, когда группы конкурируют за работу или за жилье;
столкновение интересов порождает конфликт, т. е. наблюдается феномен, известный под названием
|