«теории реалистического группового конфликта». Подобная динамика наглядно проявилась во время
Второй мировой войны в Шантунге, в лагере для интернированных, в котором японские военные
содержали проживавших в Китае иностранцев. Один из узников этого лагеря, Лангдон Джилки,
вспоминает, что необходимость делить скудный провиант и жизненное пространство на полу нередко
приводила к конфликтам между врачами, миссионерами, юристами, профессорами, бизнесменами,
наркоманами и проститутками (Gilkey, 1966). Конкурентная борьба за территорию, работу и
политическую власть способствовала и разжиганию конфликта в Северной Ирландии, где начиная с
1969 г. в столкновениях между правящим протестантским большинством и католическим
меньшинством погибли более 3200 человек. (В процентном отношении потеря этого числа граждан
означает для Северной Ирландии то же самое, что потеря 515 000 человек для США, 107 000 для
Великобритании, 57 000 для Канады и 36 000 для Австралии.)
Но можно ли сказать, что конкуренция сама по себе провоцирует вражду и конфликт? Чтобы
ответить на этот вопрос, Крэг Андерсон и Мелисса Морроу предложили испытуемым поиграть в
видеоигру Nintendo's Super Mario Brothers (Anderson & Morrow, 1995). Половина пар играли друг против
друга (результаты отдельных игроков сравнивались), а половина сотрудничали (их результаты
суммировались). Оказалось, что соревновавшиеся между собой игроки без необходимости убили
(растоптали или застрелили) на 61% больше персонажей игры, чем сотрудничавшие друг с другом.
Конкуренция порождает агрессию.
Но «запускает» ли конкуренция механизм деструктивного поведения в условиях, более
приближенных к реальным? Чтобы ответить на этот вопрос, можно разделить испытуемых наугад на
две группы, заставить их конкурировать за какой-либо ограниченный ресурс и посмотреть, что
произойдет. Именно это и сделали Музафер Шериф и его коллеги, которые провели серию
впечатляющих экспериментов
с участием обычных 11-12-летних мальчиков (Sherif et al., 1966). Эти
эксперименты были инспирированы воспоминаниями Шерифа о том времени, когда он подростком
оказался свидетелем вторжения греческой армии в Турцию в 1919 г.:
«Они начали убивать людей направо и налево. [Это] произвело на меня огромное впечатление.
Именно там и тогда я захотел понять, как такое возможно среди людей... Мне захотелось узнать, какой
наукой или специальностью нужно овладеть, чтобы понять это межгрупповое варварство» (цит. по:
Aron & Aron, 1989, р. 131).
Изучив социальные корни варварства, Шериф провел в летних лагерях для школьников
несколько экспериментов, каждый из которых продолжался три недели. Один из экспериментов
заключался в следующем. Шериф разделил 22 незнакомых друг с другом мальчика из Оклахома-Сити
на две группы, отвез их на разных автобусах в бойскаутский лагерь, располагавшийся в национальном
парке штата Оклахома Robber's Cave, и поселил в спальных корпусах, расположенных в полумиле друг
от друга. Почти целую неделю группы даже не подозревали о существовании друг друга. Сообща
занимаясь разными делами приготовлением пищи, походами, сооружением купальни и наведением
веревочного моста, члены каждой группы вскоре очень сдружились между собой. Одна группа
назвала себя «Гремучие змеи», другая «Орлы». Как символ добрых чувств его обитателей, над одним
из корпусов появилась надпись: «Дом, милый дом».
<Чтобы скорректировать субъективную ошибку, давай другим на 20% больше, чем
рассчитываешь получить от них сам. Лайнус Полинг, 1962>
Так была создана групповая идентификация и подготовлена почва для конфликта. В конце
первой недели «Гремучие змеи» «обнаружили Орлов на своей бейсбольной площадке». Когда вслед
за этим персонал лагеря предложил обеим группам провести турнир, включающий разные соревнования
(по бейсболу, игру в войну, взаимные инспекции жилищ, поиски сокровищ и т. п.), предложение было
встречено обеими группами с энтузиазмом. Это были настоящие соревнования: победа одной группы
означала поражение другой. «Вся добыча» (медали, ножи) должна была достаться группе
победителю турнира.
Результат? Лагерь постепенно превратился в поле битвы. Он стал похож на сцену из романа
Уильяма Голдинга «Повелитель мух», в котором рассказывается о социальной дезинтеграции
подростков, оказавшихся на необитаемом острове. В эксперименте Шерифа конфликт начался с того,
что соперники стали обзывать друг друга во время соревнований. Вскоре конфликт распространился и
на столовую, и дело дошло до «мусорной войны», сжигания флагов, набегов на спальные корпуса и
даже до «кулачных боев». Когда мальчиков просили описать соперников,
в ход шли такие слова, как
«трусливые», «зазнайки» и «подонки»; себя же они считали «смелыми», «бескомпромиссными» и
«дружелюбными».
|