Экстраординарные цели
По своей объединительной силе экстраординарные цели подобны тем, что возникают в случае
внешней угрозы; это цели, которые подчиняют себе всех членов группы и требуют совместных
действий. Чтобы положить конец «междуусобице» «Орлов» и «Гремучих змей», Музафер Шериф
поставил перед ними именно такую цель. Он инсценировал проблему снабжения лагеря питьевой
водой, решение которой требовало сотрудничества обеих групп. Сотрудничество оказалось
необходимым и тогда, когда мальчикам представилась возможность взять на прокат весьма дорогой
фильм, оплатить который они смогли только в складчину. Когда
во время одной поездки «сломался»
грузовик, кто-то из работников лагеря «случайно» оставил поблизости канат для перетягивания, и
одному мальчику пришла в голову мысль попробовать общими усилиями «сдернуть» грузовик с места.
Когда грузовик действительно завелся, ребята дружескими взаимными похлопываниями по спине
отметили свою общую победу в «перетягивании каната с грузовиком». Поработав сообща над
достижением таких экстраординарных целей, мальчики стали вместе есть и проводить время у костра.
Между бывшими врагами стали возникать дружеские связи. Вражде пришел конец (рис. 13.5).
Рис. 13.5. Конкуренция привела к тому, что «Орлы» и «Гремучие змеи» нелестно отзывались
друг о друге. После того как они вместе поработали ради достижения экстраординарных целей, их
взаимная враждебность исчезла. (Источник: Sherif, 1966, р. 84)
В последний день мальчики решили возвращаться домой вместе в одном автобусе, и в пути они
сидели вперемешку. Когда автобус подъезжал к Оклахома-Сити, все, как один, запели «Оклахому» и
сердечно распрощались друг с другом. Изолировав друг от друга незнакомых между собой детей, а
затем заставив их соревноваться, Шериф превратил их во врагов. Поставив перед ними
экстраординарные цели, он превратил врагов в друзей.
Может быть, эксперименты Шерифа всего лишь детская забава? Или совместная работа ради
достижения экстраординарных целей может столь же благотворно подействовать и на конфликтующих
взрослых? На этот вопрос попытались ответить Роберт Блейк и Джейн Мутон (Blake & Mouton, 1979). В
ряде экспериментов (в них приняли участие 150 разных групп управленцев общей численностью более
1000 человек; эксперименты продолжались в течение 2 недель) они воспроизвели принципиальные
особенности эксперимента Шерифа, его сценарий. Сначала каждая группа работала самостоятельно,
затем соревновалась с одной из групп и, наконец, в сотрудничестве с другой группой работала над
достижением выбранных сообща экстраординарных целей. Результаты, полученные Блейком и Мутон,
«недвусмысленно свидетельствуют о том, что реакции взрослых аналогичны реакциям подростков,
участвовавших в эксперименте Шерифа».
Продолжив изучение этой проблемы, Самюэль Гертнер, Джон Довидио и их коллеги выяснили,
что кооперативная деятельность приводит к наиболее благоприятным результатам в том случае, когда
работающим приходится создавать новую, объединенную, группу, включающую в себя их прежние
группы (Gaertner, Dovidio et al., 1993; 1998; 1999). Существовавшее предвзятое отношение к «ним»
проявляется не столь заметно, если члены двух групп сидят за столом не напротив друг друга, а
вперемешку, дают вновь созданной группе какое-нибудь имя, а затем работают сообща в условиях,
благоприятствующих хорошему настроению. «Мы»
и «они» объединяются, и возникает новая группа,
|