Navigation bar
  Print document Start Previous page
 452 of 569 
Next page End  

новые «мы». Во время Второй мировой войны, чтобы сражаться с Германией, Италией и Японией,
США, бывший СССР и другие страны создали новый союз — антигитлеровскую коалицию. США
поддерживали Советский Союз до тех пор, пока не была достигнута экстраординарная цель — победа
над общим врагом.
{Усиление «общей внутригрупповой идентификации». Превращению прежних групп в новую
единую группу способствует выбор собственных цветов и введение школьной униформы, что является
распространенной практикой в Европе и постепенно становится все более заметной тенденцией в
США}
Совместные усилия «Орлов» и «Гремучих змей» увенчались успехом. Но стали бы отношения
подростков столь же гармоничными, если бы они не решили проблему воды, не набрали достаточно
денег, чтобы оплатить прокат фильма, и не «победили грузовик» в перетягивании каната? Скорее всего,
нет. Результаты экспериментов, которые были проведены Стивеном Уорчелом и его коллегами при
участии студентов Университета штата Вирджиния, подтверждают, что улучшению отношений двух
соперничающих групп способствует только успешное сотрудничество (Worchel et al., 1977; 1978; 1980).
Если совместные усилия групп, которые прежде конфликтовали, терпят неудачу и если обстоятельства
позволяют группам свалить вину за это друг на друга, конфликт может усугубиться. В эксперименте
Шерифа группы подростков уже были враждебно настроены по отношению друг к другу. А это значит,
что, если бы им не удалось собрать достаточно денег для оплаты фильма, каждая группа объяснила бы
эту неудачу «жадностью» и «эгоизмом» другой и конфликт, скорее всего, не только не разрешился бы,
но еще более углубился.
Обучение в сотрудничестве
До сих пор мы говорили о более чем скромных социальных преимуществах типичной школьной
десегрегации (та, что не сопровождалась возникновением дружеских связей и равноправных
отношений) и чрезвычайно позитивных социальных последствиях успешного сотрудничества членов
соперничающих групп. Можно ли, объединив эти результаты, предложить конструктивную
альтернативу традиционному способу десегрегации? Несколько групп исследователей независимо друг
от друга полагают, что можно. Каждая из них попыталась ответить на следующий вопрос: можно ли,
без ущерба для знаний учащихся создать условия, благоприятствующие межрасовым дружеским
контактам, если в процессе обучения дети будут не соревноваться, а сотрудничать друг с другом? При
всем разнообразии их методов — все работали со смешанными учебными группами, которые
периодически соревновались друг с другом, — полученные ими результаты поражают и обнадеживают.
Можно ли утверждать, что учащиеся, объединенные в межрасовые спортивные команды или
участвующие всем классом в работе над каким-либо проектом, менее обременены расовыми
предрассудками? Роберт Славин и Нэнси Мэдден, проанализировав результаты опроса 2400 учащихся
из 71 средней школы США, пришли к весьма оптимистическому выводу (Slavin & Madden, 1979):
друзей среди представителей других рас и позитивные расовые установки имеют в основном те дети,
которые играют и работают вместе. Изучив в штате Флорида 3200 учащихся средних классов, Чарльз
Грин и его коллеги пришли к такому же выводу (Green et al., 1988). Расовые установки учащихся школ с
межрасовыми учебными «командами» более позитивны, нежели расовые установки учащихся
традиционных школ, где преобладает соревновательный контекст.
Дают ли результаты этих корреляционных исследований основание утверждать, что межрасовые
контакты, возникающие там, где дети не соревнуются, а сотрудничают, улучшают расовые установки?
Как и в других случаях, чтобы ответить на этот вопрос, нужны эксперименты. Нужно создать несколько
смешанных групп, которые будут работать вместе, и контрольную группу. Именно так и поступили
Славин и его коллеги (Slavin et al., 1985; 1996): они разделили классы на смешанные команды, в каждую
из которых вошли 4 или 5 учеников с разной успеваемостью — от отличников до двоечников. Члены
одной команды вместе сидели в классе, вместе изучали все предметы и в конце каждой недели вместе с
другими командами участвовали в турнире, который проводился в классе. Все члены команды вносили
свой вклад в общекомандный балл; иногда они соревновались с членами других команд,
сопоставимыми с ними по успеваемости, а иногда — с собственными прежними результатами. Шанс
добиться успеха был у каждого. Более того, у членов команды были веские основания помогать друг
другу во время подготовки к очередному турниру, в зависимости от его темы они могли натаскивать
друг друга по дробям, по правописанию или по истории. Командные турниры более, чем личные
соревнования, способствовали тесным контактам и взаимной поддержке.
Hosted by uCoz