Navigation bar
  Print document Start Previous page
 453 of 569 
Next page End  

Другая команда исследователей под руководством Эллиота Аронсона создала условия для
аналогичного сотрудничества с помощью «метода мозаики» (Aronson, 1978; 1979; 2000; Aronson &
Gonzalez, 1988). Проводя эксперименты в начальных школах штатов Техас и Калифорния, они
создавали группы, в каждой из которых было по 6 детей разных рас с разной успеваемостью. Затем
учебное задание делилось на 6 частей, и каждый ученик становился «специалистом» в определенной
области. Если предметом изучения была, допустим, Чили, один ученик изучал ее историю, другой —
географию, третий — культуру. Сначала все «историки», «географы» и «культурологи» собирались
вместе и отшлифовывали свой материал. Затем они расходились по своим группам и обучали своих
товарищей тому, что узнали сами. Образно говоря, в руках каждого члена группы был один фрагмент
мозаики. А это значит, что уверенным в своих силах ученикам приходилось прислушиваться к более
застенчивым детям и учиться у них, и те, в свою очередь, вскоре начинали осознавать, что и они тоже
могут предложить своим одноклассникам нечто важное. Известны и другие методы обучения в
сотрудничестве, разработанные в Университете штата Миннесота братьями Дэвидом и Роджером
Джонсонами (Johnson & Johnson, 1987; 1994; 2000), в Стэнфордском университете — Элизабет Коэн
(Cohen, 1980), в Тэль-Авивском университете — Шломо и Йель Шаран (Sharan & Sharan, 1976; 1994) и в
Университете штата Колорадо — Стюартом Куком (Cook, 1985).
{Межрасовое сотрудничество — в спортивных командах, в работе над коллективными
проектами и во внеклассных мероприятиях — устраняет разногласия и улучшает расовые установки}
Какой вывод можно сделать из всех этих исследований, общее количество которых, по данным
Друкмана и Бь¸рка, составляет 818 (Druckman & Bjork, 1994)? Дети, обучающиеся в сотрудничестве,
приобретают не только академические знания, но и кое-что другое. По мнению Славина и Роберта
Купера, обучение в сотрудничестве «благоприятствует академическим успехам всех учащихся и
одновременно улучшает внутригрупповые отношения между детьми, принадлежащими к разным расам
и этническим группам». Аронсон пишет о том, что «дети, обучающиеся в условиях взаимозависимости
по “методу мозаики”, лучше относятся друг к другу, больше любят свою школу и имеют более высокие
самооценки, чем дети, обучающиеся по традиционным методикам» (Aronson, 1980, р. 232).
{Сотрудничество и мир. Исследователи идентифицировали более 40 миролюбивых сообществ
— сообществ, в которых вообще нет или практически нет зафиксированных случаев насилия. Анализ 25
из них, в том числе и сообщества амишей
[Амиши — христианская секта, отделившаяся в XVII в. от
секты менонитов. Предпочитают простую одежду и простую пищу и равнодушны к благам
цивилизации. Занимаются преимущественно сельским хозяйством. —
Примеч. перев.], дом которых
представлен на этой фотографии, позволяет говорить о том, что мировоззрение большинства из них
основано преимущественно не на конкуренции, а на сотрудничестве. (Источник: Bonta, 1997)}
Обучение в сотрудничестве благоприятствует и расцвету межрасовых дружеских отношений.
Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам, начинают лучше учиться (возможно, потому,
что им помогают одноклассники). По окончании экспериментов многие педагоги продолжают работать
по методикам, предполагающим сотрудничество учащихся
(D. W. Johnson et al., 1981; Slavin, 1990).
«Очевидно, что из всех известных нам сегодня способов улучшения межрасовых отношений в
десегрегированной школе обучение в сотрудничестве — самый эффективный», — писал Джон Мак-
Конахи, специалист по межрасовым отношениям (McConahay, 1981).
Уместно ли в данном случае выражение «Так я и знал»? Ведь в 1954 г,, в то самое время, когда
Верховный суд США принимал решение о десегрегации школ, Гордон Оллпорт выражал мнение
многих социальных психологов, говоря, что «Предрассудки... можно победить с помощью
равноправных контактов между представителями большинства и меньшинства, добивающимися
достижения общих целей» (Allport, 1954, р. 281). Эксперименты по обучению в сотрудничестве
подтвердили пророческие слова Оллпорта и внушили оптимизм Роберту Славину: «Спустя 30 лет после
того, как Оллпорт заложил основы обучения в сотрудничестве и сформулировал его принципы, у нас
наконец появились практические, доказавшие свою эффективность методы, с помощью которых теория
контакта может быть внедрена в десегрегированных школах» (Slavin, 1985).
<Парниковый эффект, разрушение озонового слоя и глобальный экологический кризис — вот
что более всего угрожает этой стране и всему миру... Потребуется беспрецедентное по своим
масштабам сотрудничество. Но мы знаем, что нужно делать. Вице-президент Альберт Гор, 1989>
Итак, сотрудничество и равноправные контакты оказывают позитивное влияние на подростков в
летнем лагере, на управленцев промышленных предприятий, на студентов колледжей и на школьников.
Можно ли распространить этот принцип на все человеческие отношения независимо от их уровня?
Способствуют ли объединению семей такие совместные действия, как обработка земли, ремонт старого
Hosted by uCoz