дома или плавание на небольшом парусном судне? Благоприятствуют ли общинной идентификации
возведение хозяйственных построек, хоровое пение или совместное подбадривание своей футбольной
команды? Улучшится ли взаимопонимание между странами, если они станут сотрудничать в сфере
науки, в освоении космоса, если они объединят свои усилия в борьбе с голодом и за сбережение
природных ресурсов, если граждане разных стран будут общаться и дружить друг с другом? Есть
немало свидетельств в пользу того, что на все эти вопросы можно ответить утвердительно (Brewer &
Miller, 1988; Desforges et al., 1991; 1997; Deutsch, 1985; 1994). А это значит, что перед нашим
разобщенным миром стоит важная задача признать, что у нас есть общие экстраординарные цели,
определить их и разработать план совместных действий, направленных на их достижение.
Генерализация позитивных установок
Если у нас есть и сотрудничество, и равноправные контакты с некоторыми членами другой
группы, распространим ли мы свое расположение к этим людям на всю группу в целом? Если у нас
установились хорошие отношения с кем-либо из другой группы, значит ли это, что мы и ко всей группе
тоже относимся позитивно? Если североирландские фермеры, католики и протестанты, объединяют
усилия, чтобы сделать свой труд более производительным, или сообща поддерживают команду
регбистов из Ольстера, играющую с французами, можно ли рассчитывать на то, что они вообще станут
лучше относиться ко всем протестантам (или ко всем католикам)? Судя по всему, да, если:
другие члены нашей группы тоже показывают примеры дружеских отношений с членами
другой группы (Wright et al., 1997);
мы воспринимаем тех членов другой группы, с которыми дружим, скорее как ее типичных
представителей, а не как исключения (Desforges et al., 1997);
мы ассоциируем тех, кто нам симпатичен, с их группой (Vivian et al., 1997; Pettigrew, 1998).
Сначала мы предпочитаем взаимодействовать с теми людьми из другой группы, групповая
идентификация которых минимальна, т. е. с теми, кто, как нам кажется, общается с нами из чувства
симпатии, а не потому, что, будучи другими, отличными от нас, боятся исходящей от нас угрозы. Но
если мы намерены распространить свои позитивные чувства на всю группу, наступает момент, когда их
групповая идентификация должна стать заметной. Эффективную последовательность стадий наглядно
иллюстрирует один эксперимент, в котором белые испытуемые с ярко выраженными расовыми
предрассудками управляли воображаемой сетью железных дорог вместе с двумя другими испытуемыми
белым и чернокожим (на самом деле это были помощники экспериментатора) (Cook, 1984). Всего
было проведено 40 опытов. По мере того как они вместе добивались успехов, терпели неудачи и
получали премиальные, белые испытуемые проникались симпатией к своим новым друзьям. Когда
взаимопонимание было достигнуто, афроамериканец, чтобы усилить генерализацию, рассказал о
случаях расовой дискриминации из собственной жизни, и его рассказ вызвал сочувствие у белого
участника. К концу этого довольно продолжительного эксперимента испытуемые не только прониклись
искренней симпатией к своему чернокожему партнеру, но и приобрели более позитивные расовые
установки, чем испытуемые из контрольной группы, не имевшие подобного опыта. Итак,
генерализация, проистекающая из позитивных межрасовых контактов, может быть усилена, если
межгрупповые различия вначале не подчеркиваются, затем признаются и, наконец, преодолеваются.
Групповая и экстраординарная идентификации
В реальной жизни нам нередко приходится примирять несколько идентификаций (Gaertner et al.,
1998; Hewstone & Greenland, 2000; Huo et al., 1996). Сначала мы признаем свою идентификацию в
качестве члена подгруппы (в качестве ребенка или родителя), затем преодолеваем ее и признаем свою
экстраординарную идентификацию (в качестве члена семьи). Смешанные семьи и транснациональные
корпорации заставляют своих членов и работников задумываться над тем, кем они были и кем стали.
Можно одновременно и гордиться своим этническим происхождением, и ощущать свою
идентификацию с тем обществом или с той страной, к которым принадлежишь. Идентификация с
подгруппой и социальная сплоченность могут сосуществовать. Воистину, осознание собственной
принадлежности одновременно к нескольким группам это путь к толерантности (Brewer, 2000; Crisp
& Hewstone, 1999; 2000).
Как люди, живущие в мультиэтнических культурах, сочетают свои расовые и этнические
идентификации с идентификацией себя в качестве граждан многонациональной страны? Вот что пишет
|