работают во имя достижения какой-либо экстраординарной цели. Воспользовавшись результатами
изучения кооперации в лабораторных условиях, некоторые исследователи вместо обучения,
основанного на соревновании, весьма успешно внедрили в школах новый метод обучения обучение в
сотрудничестве.
У конфликтующих сторон есть возможность разрешать свои противоречия и в ходе переговоров,
которые проводятся либо напрямую, либо с участием третьей стороны посредника.
Посредник
может помочь оппонентам избавиться от соревновательного подхода к разрешению конфликта по
принципу «я выиграл ты проиграл» и заменить его принципиально иным подходом, основанным на
сотрудничестве («я выиграл ты выиграл»). Задача посредника так так организовать общение
конфликтующих сторон, чтобы в нем не осталось искажений восприятия и возрос уровень доверия и
взаимопонимания. Если же переговоры оказываются безрезультатными и достичь соглашения не
удается, конфликтующие стороны могут прибегнуть к помощи арбитра, который либо сам предлагает
решение, либо выбирает последнее предложение одной из сторон.
Иногда напряженность столь велика, что общение оппонентов невозможно. В таких ситуациях
незначительные примирительные шаги, предпринятые одной стороной, могут инициировать ответные
примирительные жесты другой конфликтующей стороны. Одна из таких примирительных стратегий
«Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности (ПОИР)» является стратегией
снижения напряженности на международной арене.
<Нет никакого общества. Есть только индивиды и их семьи.
Маргарет Тэтчер,
из речи,
произнесенной в связи с ее третьим избранием на пост премьер-министра>
В некоторых случаях специалисты, посредничающие при разрешении серьезных трудовых и
международных конфликтов, используют другие стратегии. В надежде на то, что понимание может
помочь нам устанавливать дружеские и вознаграждающие отношения, они, эти посредники, предстают
перед участниками конфликта в той же роли, в какой данная глава предстала перед вами, в роли
источника знаний о динамике конфликта и о примирении.
Постскриптум автора
Коммунитаризм
Многие социальные конфликты результат противоречий между правами личности и правами
общества. Право индивида владеть огнестрельным оружием входит в противоречие с правом его
соседей жить в безопасности. Право одного человека курить противоречит праву других дышать
воздухом, не содержащим табачного дыма. Право индивида заниматься неконтролируемым бизнесом
нарушает право жителей близлежащих домов на экологическую безопасность.
В надежде объединить лучшие индивидуалистические и коллективистские нравственные
ценности некоторые социологи и социальные психологи, в том числе и я, стремятся создать концепцию
коммунитаризма, призванную сбалансировать права личности и право общества на коллективное
благополучие. Коммунитаристы приветствуют свободу частной инициативы и понимают причины
краха марксистской экономики. «Если бы я был сейчас, предположим, в Албании, то, возможно, считал
бы, что у общества слишком много прав, а у личности слишком мало», писал социолог-
коммунитарист Амитай Этциони (Etzioni, 1991). Однако коммунитаристам чужда и другая полярная
позиция откровенный индивидуализм и самодовольство 1960-х («Занимайся своим делом»), 1970-х
(«Я десятилетие»), 1980-х («Алчность это хорошо») и 1990-х («Наслаждайся!»). Они исходят из
того, что неограниченная личная свобода разрушает социальную ткань культуры, а неограниченная
свобода предпринимательства разрушает природу наше общее достояние. Следуя примеру
революционной Франции, коммунитаристы вполне моли бы избрать своим девизом ее лозунг «свобода,
равенство, братство».
Во второй половине XX в. западный индивидуализм упрочил свои позиции. Родители
приветствуют независимость и самостоятельность своих детей и не очень озабочены их послушанием
(Alwin, 1990; Remley, 1988). Стили одежды и манеры стали более разнообразными, личная свобода
практически ничем не ограничена, а общих нравственных ценностей больше нет (Schlesinger, 1991). До
самого недавнего времени рука об руку с усилением индивидуализма шел не только рост числа людей,
страдающих депрессией, но и рост в большинстве стран Запада других показателей социального
неблагополучия числа разводов, самоубийств среди подростков, подростковой преступности и
количества внебрачных детей.
|