Хочу сразу оговориться: подобные тенденции обусловлены множеством причин. Сам факт
существования корреляции между набирающим силу индивидуализмом и падением общественной
нравственности еще не доказывает, что одно есть следствие другого. И уж конечно никто из
коммунитаристов не испытывает ностальгии по прошлому, в частности по гендерному неравенству
1950-х гг. Они, скорее, предлагают нечто среднее между индивидуализмом Запада и коллективизмом
Востока, между независимостью мачо, которая традиционно ассоциируется с мужчиной, и готовностью
к заботе и подчинению, которая традиционно ассоциируется с женщиной, между заботой о правах
личности и заботой о процветании общества, между свободой и братством, между мышлением, в центре
которого «Я», и мышлением, в центре которого «Мы».
Общество допускает некоторые ущемления прав личности, если это необходимо для защиты его
благополучия, о чем свидетельствуют такие меры, как проверка багажа пассажиров в аэропортах, запрет
на курение в самолетах, пункты проверки трезвости водителей и ограничение скорости на автострадах.
Аналогичным образом и ограничение личной «экологической» свободы индивидов ради сохранения
чистоты воды и воздуха, лесов и поголовья китов тоже своего рода обмен краткосрочных «выгод»
индивидов на долгосрочную выгоду для всего общества. Некоторые индивидуалисты предупреждают,
что подобные ограничения личной свободы могут толкнуть нас на скользкий путь, ведущий к утрате
более важных прав человека. Если сегодня мы позволим обыскивать наш багаж, завтра они начнут
врываться в наши дома. Если сегодня мы позволяем подвергать цензуре телепрограммы на предмет
рекламы сигарет или порнографии, завтра они станут изымать книги из наших библиотек. Если сегодня
мы соглашаемся с запретом на продажу огнестрельного оружия, завтра у нас отберут охотничьи ружья.
Не ставим ли мы под удар базовые права человека, защищая интересы большинства? На этот вопрос
коммунитаристы отвечают так: если мы не сбалансируем заботу о правах индивидуума с заботой о
нашем общем процветании, общество рискует столкнуться с еще более сложными гражданскими
проблемами, которые и это неизбежно послужат основанием для криков в поддержку
«закручивания гаек».
В одном можно не сомневаться: пока права личности и права общества продолжают
конфликтовать, велика потребность в кросс-культурных и гендерных исследованиях, способных внести
ясность относительно иных культурных ценностей и выявить наши собственные.
Модули. Прикладная социальная психология
Во всех главах этой книги, подчеркивая связь теоретической социальной психологии и практики,
я стремился показать, как принципы этой науки и открытия, сделанные в лаборатории, используются
в повседневной жизни. В завершающем разделе мы вернемся к некоторым из концептуальных
принципов и рассмотрим их практическое применение в трех контекстах. Модуль А «Социальная
психология в клинике» посвящен использованию социальной психологии при оценке состояния
физического и психического здоровья людей и его охраны. В Модуле Б, который называется
«Социальная психология и правосудие», рассматриваются вопросы, связанные с социальным
мышлением как отдельных присяжных заседателей, так и жюри присяжных, а также с социальными
влияниями, которые проявляются при принятии ими решений. В Модуле В «Социальная психология и
будущее человечества» мы попытаемся ответить на вопрос о том, что социальная психология
может сделать для предотвращения экологической катастрофы, которой грозит всем нам рост
народонаселения Земли, потребительское поведение и глобальное потепление.
Модуль А. Социальная психология в клинике
Если вы студент колледжа, вам, скорее всего, известно, что такое не очень сильная депрессия
неудовлетворенность собственной жизнью, неуверенность в будущем, грусть, отсутствие аппетита и
энергии, невозможность сосредоточиться, а нередко и мысли о том, стоит ли вообще жить. Может быть,
вы боитесь, как бы неважные оценки не поставили под вопрос осуществление ваших карьерных планов.
Может быть, вы страдаете из-за разрыва отношений с близким человеком. В такие моменты
сосредоточенность на собственных переживаниях лишь усугубляет их. Примерно для 10% мужчин и
20% женщин такое подавленное состояние не преходящие эпизоды плохого настроения, а
продолжительные, порой длящиеся неделями, периоды депрессии без какой бы то ни было очевидной
|